По прогнозам, крайне правые добьются хороших результатов на выборах 6-9 июня, но все еще существуют серьезные сомнения относительно того, какие партии смогут работать вместе как трансграничные политические группы. Многие национальные объединения резко разделены, особенно по украинскому вопросу.
По мнению Politico, предложение Ле Пен Мелони простое и вполне может оказаться значительным. Лидер французских националистов заявила: «Это момент для объединения, это было бы действительно полезно. Если нам это удастся, мы станем второй группой Европарламента. Я думаю, что мы не должны упустить такую возможность».
В адрес Мелони подробное предложение уже не первое. Чуть ранее пыталась убедить Мелони объединить усилия сама глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она предлагала премьеру Италии объединиться с правоцентристской Европейской народной партией.
Мелони в свою очередь утверждает, что открыта для сотрудничества с любыми партиями правого толка. А это значит, что предложение Ле Пен вполне может сыграть.
Партия Ле Пен «Национальное объединение» в настоящее время входит в группу «Идентичность и демократия» (ID), а партия Мелони «Братья Италии» — в группу «Европейские консерваторы и реформисты» (ECR).
Предложение Ле Пен поступило всего через несколько дней после того, как группа ID исключила из своей «песочницы» крайне правую партию «Альтернатива для Германии» (АдГ) после серии скандалов. В эту группу также входит антииммигрантская «Лига Севера» – партия, которая находится в коалиции с Мелони в правительстве Италии.
Крайне правые партии в настоящее время разделены на четыре группы, и один из самых больших вопросов, связанных с выборами, заключается в том, как они могут настроиться после выборов. Если бы они все работали вместе, они могли бы стать силой № 2 в парламенте.
По последним прогнозам, 68 мест могут занять ID, 71 – ECR. Это уже в сумме составляет 139 депутатов в палате из 720 мест. АдГ претендует на 17 мест, а неаффилированная венгерская партия «Фидес» в настоящее время «припасла» 12 депутатов Европарламента. В целом, похоже, что у ультраправых будет более 165 мест.
По данным опроса Politico, группа ЕНП может получить 174 места, а социалисты и демократы – 144 места. Бывший премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий из консервативной партии ПиС также оставил дверь открытой для крупного объединения с правыми.
Все эти слияния и реконфигурации сложны и уязвимы для послевыборных сделок и разногласий. Например, чехи и румыны не хотят объединяться с венграми-националистами. Да и с АдГ много вопросов.
Потеря АдГ привела к снижению численности ID, но открыла двери для Ле Пен. АдГ и партия Ле Пен «Национальное объединение» долгое время считались слишком радикальными партиями для сотрудничества – за пределами так называемого «санитарного кордона», созданного проевропейским мейнстримом.
Таким образом, сотрудничество с Мелони может стать двойной победой для Ле Пен. Они могли бы создать мощный избирательный блок, с помощью которого можно было бы влиять на европейскую повестку дня и сделать «Национальное объединение» более популярным в глазах общественности, чего Ле Пен жаждет перед выборами во Франции в 2027 году.
Мелони не исключила, что примет предложение Ле Пен. В интервью телеканалу Rai TV итальянский премьер заявила, что у нее не было никаких красных линий, когда речь шла о потенциальных альянсах других политических сил в новой европейской ассамблее, поскольку ее саму «на всю жизнь» отнесли к категории «непрезентабельных».
Она добавила: «Моя главная цель — создать альтернативное большинство тому, которое правило в последние годы. Другими словами, правоцентристское большинство, которое отправит левых в оппозицию в Европе».
Мелони заявила, что не желает быть частью левого большинства. Аналитики утверждают, что роль Мелони в поствыборном процессе будет ключевой. Итальянский премьер-министр до сих пор проявлял в ЕС в целом конструктивную позицию (в западном понимании этого, конечно), заручившись поддержкой правоцентристской партии фон дер Ляйен.
Однако же такая позиция Джорджи Мелони в ЕС в целом ставит ее в определенный тупик. Объединение с такими, как Ле Пен, может отнять у нее былой статус.
«Перед выборами Мелони оказывается с двумя протянутыми руками – одна от Ле Пен, другая от фон дер Ляйен. Она сможет выбрать только одного», – поясняет в беседе с The Guardian эксперт Немецкого института международных отношений Николай фон Ондарза.
Более того, все сложно и для незабвенной фон дер Ляйен. И центристская группа «Обновление», и левоцентристская партия «Социалисты и демократы» предостерегали главу ЕК от любой сделки с крайне правыми.
Ведущие левые на прошлой неделе опубликовали декларацию, исключающую союзы с крайне правыми. А представители группы «Социалисты и демократы» заявили, что группа не поддержит второй срок фон дер Ляйен на посту президента ЕК, если она будет искать поддержки у крайне правых партий.