– Юрий Николаевич, что, опять назревает очередной передел сфер влияния в Центральной, или, как мы привыкли, - в Средней Азии?
– Эти сферы влияния, собственно, никогда и не были однозначно раз и навсегда установлены. Да, считается, что в девятнадцатом и начале двадцатого века, во время “Большой игры” между Российской и Британской империями, Центральная Азия была поделена на сферы влияния. Пять современных “станов” находились под контролем Санкт-Петербурга. Эмират (или Королевство) Афганистан был нейтральным. Пакистан тогда был рядом провинций Британской Индии. Но, как говорят в Одессе, есть две большие разницы, как эти «станы» попали - одни под российский контроль, другие - под британский.
- В чем разница? Суть ведь одна – завоевание. Индия - британцам, а Бухара и Хива – русским сдались отнюдь не добровольно.
– Разница кардинальная – не случайно я вспомнил Одессу. Чего ради англичане поперлись со своего острова аж в Индию? Чем просвещенным мореплавателям помешали индусы? Как, впрочем, и остальные туземцы всех открытых ими материков и островов? Они этого и не скрывают – нажива! Ах, да, запамятовал, – еще и необходимость цивилизовать этих «дикарей». Ну, помните, по Киплингу – нести бремя белого человека. Но это – лукавство.
Подчеркну: ни индусы, ни афганцы, ни американские индейцы и суданские негры, арабы и, тем более, австралийские аборигены никогда не угрожали берегам туманного Альбиона, не пытались штурмовать замки нормандских баронов и шотландских лордов, не угоняли в полон их крепостных крестьян и свободных йоменов. (В скобках замечу, британские феодалы с успехом вытворяли все это сами по отношению друг к другу).
А вот среднеазиатские эмиры, ханы, подханки и прочие баи буквально терроризировали юг России. Подробности всех этих бедствий детально описаны – поройтесь в библиотеках и в Интернете. Там найдете цифры, факты, даты, имена.
Например, есть записки Даля – составителя русского толкового словаря, который служил в русской разведке. Есть картины Верещагина – достаточно вспомнить его «Апофеоз войны», где изображена пирамида из человеческих черепов. Так сыны этих степей и пустынь со времен Тамерлана умиротворяли покоренные народы. Такова в то время была экономика среднеазиатских государств, основанная исключительно на разбое и грабеже. Они отринули древние традиции ремесел, искусства, науки и торговли и грабили всех – и друг друга, и окрестные страны, в том числе – русские губернии. Тем более, что естественного рубежа не было. Сжигали селения, уводили в полон людей. Торговля была парализована, купцы не рисковали водить караваны. Естественно, русское правительство вынуждено было отодвинуть границу и ликвидировать эти осиные гнезда. На это потребовались десятилетия. Но это не было давно задуманным и спланированным завоеванием, экспансией. Это была вынужденная самооборона - в отличие от англичан и прочих европейцев.
– Именно продвижение России в Азию послужило одной из причин осложнения отношений с Великобританией?
– Да, как и любые хищники, разбойники с нечистой совестью, они подозревают в преступных замыслах всех окружающих, - мол, кто-то хочет отобрать у них добычу. А Россия уже подошла к границам Афганистана, откуда до Индии, жемчужине британской короны, рукой подать. И потянулись десятилетия конфронтации, бессмысленной, по сути, вражды, где ничего никому не докажешь. И, главное, ничего не выиграешь. Англичане, кстати, только проиграли – потеряли Индию и прочие завоеванные заморские территории и перестали быть империей, оставшись на побегушках у своей бывшей колонии – США. Неизменной сохранилась только иррациональная ненависть к России.
– Полагаю, англичане не отказались от реванша?
– Не отказались. И, надо признать, шансы на успех у них имеются. Какое-то время вокруг этой, так сказать, «болевой точки» - Азии, - наблюдалось относительное затишье.
Немногим более тридцати лет назад распад Советского Союза предоставил независимость пяти центральноазиатским государствам. Великие державы мира в какой-то степени игнорировали этот регион, даже несмотря на то, что его южный сосед, Афганистан, был театром двадцатилетней войны НАТО.
Однако с тех пор геополитика и геоэкономика изменились. Пять среднеазиатских республик достигли совершеннолетия как внутри страны, так и на региональном уровне, работая вместе над раскрытием потенциала региона, важного для энергетической безопасности и мировой торговли. Регион имеет тесные исторические связи с Россией и расположен вдоль китайского "Пояса и пути".
– И эти возможности заинтересовали Запад?
– Да. Так, доктор Азим Ибрагим Оба, старший директор Института стратегии и политики New Lines в Вашингтоне и автор книги «Авторитарный век: предзнаменования постлиберального порядка» пишет, что открываются «значительные возможности для американских и европейских компаний получить доступ к ключевым драгоценным металлам для перехода к энергетике».
– Это действительно так?
– По крайней мере, на Западе так себе это представляют. Как пишет, доктор Азим Ибрагим, в регионе произошли резкие изменения в сфере взаимодействия: участились встречи глав государств, визиты министров иностранных дел, было подписано беспрецедентное количество двусторонних соглашений, претендующих на доступ к этой новой важнейшей геополитической и экономической недвижимости. Этот доктор напоминает, что визит Дэвида Кэмерона в регион в прошлом месяце сделал его первым министром иностранных дел Великобритании, когда-либо посетившим Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. В Лондоне признают, что регион изменился и имеет решающее значение для безопасности и процветания Европы.
– Как они намерены увеличить свое влияние?
– Как говорил Шерлок Холмс, - элементарно, Ватсен. По мнению доктора Азима Ибрагима, экономическая составляющая соглашения, заключенного Кэмероном, обеспечит региону доступ к торговле, безопасности и экспертным знаниям Великобритании. Британские фирмы уже модернизируют водную инфраструктуру региона, разрабатывая гидроэлектростанции, и, якобы, планируют выделить на развитие 50 миллионов фунтов стерлингов (по сравнению с помощью Украине – не слишком густо, хотя значение регионов – несравнимо, могли бы не жадничать). Эти расходы, по словам доктора, связаны со схемами, разработанными для продвижения образования на английском языке, и стипендиями для привлечения лучших студентов в британские университеты. То есть, готовят потенциальных агентов влияния.
– Заманчиво. А чего британцы хотят взамен?
– Как обычно – сырья и влияния на политику страны, в первую очередь – внешнюю, антироссийскую. Доктор Азим Ибрагим не скрывает: «Основой долгосрочного экономического партнерства станут поставки важнейших редкоземельных металлов. Западные инвестиции и бизнес в совместное (якобы!) развитие добычи этого ресурса обеспечат более диверсифицированный доступ к сырью по более выгодной цене. Открытие маршрутов на рынок дает Центральной Азии возможность привлечь беспрецедентный уровень международных инвестиций.
У демократического мира есть возможность укрепить эти отношения, оказывая помощь в развитии регионального экономического и политического сообщества, гарантирующего взаимную долгосрочную безопасность и процветание».
– И как же, по мнению западных экспертов, должна выглядеть Центральная Азия?
– Доктор Азим Ибрагим считает, что это региональное сообщество должно включать, в долгосрочной перспективе, два последних “Стана" - Афганистан и Пакистан, которые откроют маршруты для “южного коридора” к глубоководному тепловодному порту в Аравийском море, интегрирующему страны, не имеющие выхода к морю, в центре континента в глобальную морскую экономику. Это также обеспечило бы Афганистану надлежащее будущее с экономической и политической интеграцией с соседями. По мнению доктора, «это единственный способ гарантировать, что Афганистан снова не станет экспортером терроризма. Крайне важно, что регионализм помешает России реализовать свои амбиции девятнадцатого века по созданию южного коридора к Персидскому заливу».
– Неужели у России были когда-то такие амбиции?
– Ни в каких архивах подобных фактов не обнаружено. Но кого на Западе такая «нестыковочка» когда-либо смущала? Там они сами творят историю. Поэтому доктор Ибрагим настоятельно советует политикам в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе «использовать свой опыт и помочь семи “станам” объединиться более формально, создав региональный “Союз S7”, поддерживаемый Банком инфраструктуры и инвестиций S7 и Управлением по добыче важнейших полезных ископаемых S7.
Более сильная многосторонняя организация способствовала бы диалогу и превратила бы регион в юридически и нормативно независимый блок, способный более эффективно представлять свои собственные интересы. Это также укрепило бы институты и безопасность в регионе с историческими социально- экономическими устремлениями и общими потребностями в борьбе с терроризмом. Прежде всего, такая политика принесет больше стабильности и процветания и будет способствовать развитию ключевого торгового партнера для продвижения стратегических товаров завтрашнего дня».
Не спорю, хороший ход.
– Заманчиво, но звучит как-то мутно. Всплывает пресловутый лозунг: «Мир, дружба, жвачка», причем «жвачка» - ключевое слово. А что на самом деле?
– На самом деле – очень грамотный англосаксонский подход, вполне себе оправданный, проверенный и потому ставший традиционным. Помните – индейцы и стеклянные бусы? Вы не поверите – этот метод до сих пор работает! Постараюсь все разъяснить, так сказать, на пальцах.
Тут как получилось – в свое время всех этих азиатских «потрясателей вселенной» русские солдаты, мягко говоря, принудили к миру. И тут же нашлись в этом народе таланты – проявились в разных отраслях науки большие ученые, писатели, поэты, художники. Причем, мирового уровня! Вот она, проклятая российская, а затем – советская власть! «Кляти москали».
– Вы это к чему?
– К тому, что англичане стремятся прийти на все готовенькое. Они своих индусов, негров и полинезийцев, неся пресловутое «бремя белого человека», ничему не научили и не стремились научить. Эти несчастные люди учились европейским наукам не благодаря, а вопреки англичанам. А тут в бывшей российской и советской Средней Азии не надо прилагать никаких усилий. Ведь у простодушных русских «завоевателей» – все наоборот. Вспомните церковные приходские школы, где батюшки обучали грамоте (и Закону Божьему) абсолютно всех, невзирая на национальность. А затем был советский ликбез и всевобуч. И ведь – обучили, бесплатно. И вот теперь англосаксы решили прибрать к рукам это, так сказать, почти грамотное население. Включив привычную западную «замануху» о красивой жизни. Мол, для бывших «диких кочевников» все это вполне сойдет.
– И как – сойдет?
– Может и сойти. К сожалению. Кое-где уже прогремели «оранжевые» революции. Многое зависит от работы нашего МИДа – сумеют ли российские дипломаты переиграть западных коллег. В Африке – сумели. А вот в Европе и, в частности, на Украине, - увы. Плоды пожинаем. Вопрос: какой урожай соберем в Центральной Азии? С ужасом ожидаю стандартного официального пояснения: мол, мы такие хорошие и правильные, а они – очень плохие и коварные, и, в очередной раз нас, таких честных, но наивных, обманули… В общем, «не смогла». Не хотелось бы.