Гражданский до мозга костей человек, профессиональный экономист Андрей Белоусов — новый министр обороны России. Допустить, что в разгар СВО, в разгар гибридной войны с Западом Путин пойдет на такое назначение, еще вчера никто не мог. Но у президента собственная логика — логика, смысл которой по большому счету сводится к следующей мысли: в российской политике и российской вертикали власти есть только один по-настоящему незаменимый человек. Этот человек — сам Владимир Путин.
В работе министра обороны экономическая составляющая является ничуть не менее важной, чем непосредственное руководство боевыми действиями. Так, если совсем вкратце, выглядит обоснование смены руководителя российского военного ведомства. Примерно те же самые аргументы звучали и в 2007 году, когда на пост министра обороны РФ тоже был назначен гражданский — руководитель налоговой службы Анатолий Сердюков. Но в 2007 году, в отличии от 2024 года, Россия не находилась в состоянии вооруженного конфликта, ставкой в котором потенциально является само существование нашего государства. По сравнению с новым министром обороны Белоусовым министр обороны Сердюков работал в совершенно тепличных условиях. Министру обороны Белоусову придется все перестраивать — и перестраиваться самому — в буквальном смысле слова на марше.
Ясно, впрочем, что никто не ждет от нового министра непосредственного руководства войсками. Россия — по крайней мере, внешне — сделала шаг в сторону европейской и американской модели управления вооруженными силами: министр обороны — это гражданский человек, который занимается экономикой, снабжением, финансами. А чисто военные вопросы — это вотчина профессиональных военных. Думаю, однако, что этим реальное значение того, что произошло в воскресный майский вечер, далеко не исчерпывается. В ситуации точно есть политический аспект. Рискну даже усилить свою мысль: именно этот политический аспект является первичным. Именно этот политический аспект потянул за собой реформу системы управления вооруженными силами.
Теперь уже бывший министр обороны Сергей Шойгу занял не только пост секретаря совета безопасности, но и новую должность заместителя президента России в комиссии по военно-промышленного комплексу. С формальной точки зрения, должность секретаря совбеза гораздо выше в табели о рангах, чем должность министра обороны. А название второго дополнительного поста Сергея Кужугетовича - «заместитель президента России» - говорит само себе. Требования Евгения Пригожина времен бурного первого месяца лета 2023 года так и остались неосуществленными. Путин не просто не сдал Сергея Шойгу — Путин повысил Сергея Шойгу.
Путин показал, что он не гнется и не ломается под давлением. А еще президент показал, что он сам себе хозяин. Аргументы тех, кто считал, что смены руководителя военного ведомства не будет, выглядели примерно так: президент начал СВО с Шойгу в должности министра обороны. Значит, что он должен и закончить СВО с Шойгу в должности министра обороны. Ведь любой перевод министра на другую работу будет воспринят как признание того, что дела у России в военной сфере идут не совсем так, как этого хотелось бы Путину. То, как вечером 12 мая были произведены кадровые перестановки, сломало всю эту систему аргументации.
Путин поменял министра обороны на фоне очевидных успехов российских войск. Речь не идет о кризисной замене. Речь идет о замене плановой — явно давно задуманной ВВП, но осуществленной только сейчас в рамках общей кадровой ротации высшего руководства страны в начале нового президентского срока. Путин в очередной раз доказал, что он сам себе хозяин. Путин в очередной раз доказал, что он обладает полной свободой кадровых и политических маневров. Путин в очередной раз доказал, что не собирается соответствовать чьим-либо расчетами и ожиданиям. Простите мне это очередное «в очередной раз», но слово из песни не выкинешь: ВВП в очередной раз продемонстрировал, что в российской политике он по-прежнему безусловный «царь горы».