За все время своего существования в качестве независимого государства Грузия впервые осмелилась на подобную дерзость в отношении Вашингтона. Но это, конечно, не демонстративный разворот Примакова над Атлантикой, хотя аналогии напрашиваются. Прежде всего потому, что отказ премьера от визита в США грузинская сторона не афишировала, пока факт не был обнародован американским посольством в Тбилиси. Посол США в Грузии Робин Данниган сообщила, что членов грузинского правительства приглашали для того, чтобы «напрямую встретиться с самыми высокопоставленными руководителями Соединенных Штатов, чтобы обсудить наше стратегическое партнерство и любые проблемы, связанные с помощью США». Похоже, их там собирались подкупить и предложить помощь в обмен на отказ от скандального законопроекта.
Давление Запада на Грузию достигло беспрецедентных масштабов. 3 мая Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк призвал грузинское правительство отозвать скандальный «закон об иноагентах» и начать диалог с оппозицией. Ранее официальный представитель Госдепа Мэттью Миллер заявил, что действия грузинского правительства ставят под угрозу перспективы евроатлантической интеграции страны. Напомним, что 1 мая законопроект «О прозрачности иностранного влияния» был принят парламентом Грузии во втором чтении. Это произошло на фоне многодневных акций протеста радикальной оппозиции, которые сопровождались стычками с полицией и задержаниями.
29 апреля на проспекте Руставели состоялось «Всенародное собрание», организованное правящей партией «Грузинская мечта» в поддержку законопроекта, на котором впервые за много лет предстал перед народом ее основатель Бидзина Иванишвили – подлинный, хотя и теневой правитель Грузии. В своем выступлении олигарх заявил, что непрозрачное финансирование НПО является «основным инструментом, с помощью которого можно назначать власть Грузии извне». При этом он подчеркнул, что европейский курс страны остается неизменным.
Законопроект «О прозрачности иностранного влияния» оппоненты часто называют «русским законом», хотя на самом деле он – точная калька с действующего американского, но при этом намного мягче последнего. В США, как известно, действует «Закон о регистрации иностранных агентов» (FARA), в котором предусмотрена уголовная ответственность за его невыполнение. В грузинском законе ничего подобного не будет. В нем отсутствует само понятие «агент иностранного влияния», он не касается физических лиц, а только организаций, более 20% дохода которых имеет иностранное происхождение. Такие организации должны зарегистрироваться и ежегодно предоставлять финансовую отчетность. За невыполнение предусмотрен штраф в размере 25 тысяч лари (около $9300).
Комментаторы, которые видят в принятии подобного закона какую-то смену внешнеполитического вектора Грузии, совершают огромную ошибку. Так вопрос даже не стоит. Руководство Грузии постоянно подчеркивает неизменность курса на сотрудничество с Западом и вступление в ЕС и НАТО. Но по сравнению с командой Саакашвили оно ведет себя более прагматично в отношениях с РФ, исходя прежде всего из интересов самой Грузии. Как результат – правящей «Мечте» удалось успешно противостоять попыткам втянуть страну в российско-украинский конфликт. Отправке на украинский фронт «добровольцев» она не препятствует, но и вербовочные пункты не открывает. И на том спасибо.
Однако именно отказ Грузии в критический для Запада момент «подставлять плечо» воюющей Украине – открывать второй фронт и превращать страну в поставщика пушечного мяса для нужд нацистского Киева – делает ее уязвимой для попыток силового свержения действующей власти. Почти нет сомнений, что такие попытки будут предприняты в ближайшее время.
24 марта 1999 года тогдашний глава Правительства РФ Евгений Примаков, направлявшийся с визитом в США, развернул свой самолет над Атлантикой, узнав о решении американцев начать бомбардировки Югославии. Это событие сегодня известно как «петля Примакова». Означало ли оно радикальный разворот во внешней политике РФ? Нет. Уже после него были подписаны Стамбульские соглашения о выводе военных баз РФ из Грузии и Молдавии, закрыты наши базы в Камрани и Лурдесе; после 11 сентября 2001 года РФ поддержала размещение американских войск в Центральной Азии. Было еще много попыток угодить Западу, пока не стала очевидной их бесполезность.
Как и «разворот Примакова», отказ премьера Грузии от визита в США – это всего лишь демонстрация разочарования в возможности строить отношения с Западом на основе взаимного учета интересов. Это только начало осознания той реальности, в которой оказалась Грузия из-за собственных ошибок и иллюзий.