Официальные власти КНР категорически отвергают обвинения в шпионаже: все, мол, ложь и клевета, цель которых - "разрушение атмосферы сотрудничества между Китаем и Европой". "Атмосфера сотрудничества", спору нет, изрядно подпорчена. К этому можно еще добавить тот факт, что аресты произошли через неделю после возвращение Олафа Шольца из Пекина: канцлер Германии посещал Поднебесную с официальным визитом.
Впрочем, верить официальным заявлениям властей страны, уличенной в шпионской деятельности, естественно, не приходится. Опровержения - часть обычного в таких случаях ритуала. Странно было бы, напротив, если бы они не прозвучали.
Но как минимум можно констатировать, что ценность поставляемых агентами сведений намного превосходила в глазах их пекинских шефов издержки от порчи "атмосферы". Что касается, скажем, Цзянь Го, то, по данным следствия, он передавал в Китай информацию о работе Европейского парламента и шпионил за находящими в эмиграции представителями китайской оппозиции. А поскольку помимо китайского он имел и германское гражданство, то ему также предъявлено обвинение в государственной измене.
О том, насколько глубоко Цзянь Го проник в европейские тайны, точной информации нет, но имеется довольно много косвенных свидетельств. Похоже, достаточно глубоко. Так, по данным еженедельника Der Spiegel, офис Максимилиана Краха в Европарламенте, в котором работал Цзянь Го, многократно запрашивал документы с грифом "конфиденциально" и "секретно". В том числе, например, аналитические материалы, посвященные внешнеторговым стратегиям государств-партнеров.
Журнал попытался выяснить у самого Краха, кто именно "заказывал" секретные документы и имел ли к ним доступ его ближайший помощник, но вопрос остался без ответа. Впрочем, умному, как говорится, достаточно. А немецкой контрразведке, судя по всему, давно уже все ясно.
Согласно информации, обнародованной немецкой прессой, на "радары" спецслужб Федеративной Республики Цзянь Го попал много лет назад. Причем, что самое интересное - попал по собственной инициативе. В Германию китаец приехал в 2001 году на учебу. Окончил в 2009 году Дрезденский технический университет и, как водится, остался.
Еще во время учебы, 2007 году, Цзянь Го предложил свои услуги БНД (Bundesnachrichtendienst, Федеральная разведывательная служба Германии). Сами разведчики интереса к нему не проявили, однако свели инициативного китайца с коллегами-контрразведчиками. Так Цзянь Го стал информатором Федерального ведомства по защите конституции.
Добровольный сексот "кормил" контрразведку сведениями о лицах, группах и организациях, которые якобы контактировали с китайской разведкой. При этом, как подчеркивают источники, знакомые с делом Цзянь Го, действовал он исключительно по собственной инициативе: никаких поручений ему не давалось.
И чем дольше длилось такое сотрудничество, тем больше у шефов агента крепло убеждение, что сидит он "на двух стулья". Точнее, твердо сидит на одном, а второе занимает для видимости: работает не столько немецкую контрразведку, сколько на китайскую разведку. Поэтому сотрудничество с Цзянь Го как с информатором немецкие спецслужбы в 2018 году было прекращено. Этим, впрочем, все и ограничилось: "железных" фактов, подтверждающих подозрения на тот момент еще не было, а одни подозрения у делу, как говорится, не подошьешь.
Однако с тех пор за Цзянь Го стали внимательно наблюдать. А с конца 2019 года, после того как были перехвачены многочисленные телефонные разговоры Цзянь Го с политическим отделом посольства КНР в Берлине, слежка стала постоянной.
"Он находился под наблюдением как в Германии, так и в Брюсселе, - повествует таблоид Bild со ссылкой на свои источники в спецслужбах, - Его контакты и деятельность систематически оценивались и отслеживались. Цель была: выяснить, какие намерения преследует Пекин, как работают его агенты, с кем они контактируют, кто еще является частью сети. В отличие от полиции и прокуратуры, специальные службы не обязаны преследовать каждое нарушение закона. Они сами определяют, как долго им наблюдать за незаконными действиями, чтобы получить больше информации или привлечь информаторов".
В том, что Цзянь Го после своего разоблачение так долго оставался на свободе, нет ничего удивительного, уверяет "лицо из спецслужб, имеющее отношение к делу", мнение которого приводит Bild: "То, что вы позволяете такому человеку работать в течение долго времени, совершенно естественно. Эти люди не шпионят постоянно, иногда они проявляют активность с интервалом в несколько месяцев или даже лет".
Есть, однако, ощущение, что причина такой долгой отсрочки не только в методах работы контрразведки, но и в большой политике. И не столько во внешней, сколько во внутренней. "Яичко" берегли ко "Христову дню".
Чуть более чем через месяц, 6-9 июня, в странах Евросоюза пройдут выборы в Европейский парламент (в Федеративной Республике - 9 июня). А главный кандидат на них от "Альтернативы для Германии" - Максимилиан Крах, бывший шеф Цзянь Го и, надо полагать, один из основных свидетелей по его делу. Ну, пока свидетель.
Со вторым номером адэгэшного списка, кстати, тоже не все слава богу: депутат Бундестага Петр Бистрон заподозрен в подкупленности Москвой (случай расследует прокуратура Мюнхена). Как сообщают социологические службы, на фоне сотрясающих АдГ и страну шпионских скандалов рейтинги партии резко пошли вниз...
Совпадение? Возможно. Но возможно и то, что немецким властям - и немецкому истеблишменту в целом - удалось наконец найти управу на своего главного внутриполитического противника.