Доклад генпрокурора в этот раз оказался жестким: «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность». Фамилий он не называл. Зато называл должности и их достижения.
Отдельно остановился глава Генпрокуратуры на водоемах.
- Из одной тысячи пятая часть гидрологических постов на момент проверки в 2023 году вообще не работала. Средства измерения воды при прогнозировании паводка не использовались, - сообщил Игорь Краснов и сделал небольшую паузу. Пускай все сенаторы оценят масштаб произошедшего. Как можно было бы избежать трагедии в Орске? Да просто использовать средства измерения и делать прогнозы.
Говоря о большой воде, генпрокурор совершенно не был намерен лить воду. Он четко и с конкретными должностями указал, кому мы обязаны за паводки этой весной.
- От министра природных ресурсов и руководителя Росгидромета в январе текущего года мною потребовано устранить нарушения. Однако принятые ими меры оказались неэффективными и недостаточными. Отсутствие информации о притоке воды в ответственный момент не позволило предотвратить глобальное затопление территорий нескольких регионов. Это стало одной из причин чрезвычайного происшествия. Пострадали десятки тысяч людей. Их имуществу, экономике нанесен значительный ущерб, который еще предстоит оценить, - заявил Игорь Краснов.
Так что репутация чиновников, проворонивших потоп, была изрядно подмочена. Особенно в преддверии формирования нового состава кабмина
Но Краснов на этом не остановился: «О ситуации мною доложено главе государства».
Красной линией через все выступление генпрокурора прошла тема коррупции. Краснов подчеркнул: случаи казнокрадства в России не искоренены. В 2023 году по материалам проверок, возбуждено 719 уголовных дел. Общий ущерб по ним превышает 1 млрд рублей. Почти 50 тысяч чиновников привлечены к дисциплинарной ответственности за коррупционные действия в прошлом году. Свыше 500 – уволены в связи с утратой доверия.
Не устраивает прокуроров и ситуация с проверками бизнеса. Плановые проводить нельзя – мораторий. Но внеплановые-то можно! А не проверять некоторые чиновники не могут, у них руки чешутся (преимущественно, видимо, правая). Вот они и ищут с фонарем в солнечный день, и находят у предпринимателей «индикаторы риска», чтобы заявиться с инспекцией. Так делать нельзя, уверены в Генпрокуратуре.
В системе госзакупок тоже немало ушлых деятелей. Они, по словам Краснова, взяли на вооружение схему с закупкой у единственного поставщика и применяют ее повсюду. Изначально механизм был создан как ответ на санкции. Но предприимчивые индивиды из чиновничьей среды «отвечают» даже там, где никто не спрашивал.
Отдельно Игорь Краснов остановился на оборонке. Предложил предоставлять прокурорам сведения о банковских операциях с деньгами, выделенными на гособоронзаказ. Излишне объяснять, зачем это нужно.
Не обошел стороной генпрокурор и еще одну исконную нашу национальную беду - дороги. Краснов даже интонационно выделил «общественный транспорт с тотальным износом», говоря о ситуации в некоторых регионах.
К «большому брату» - автоматическим камерам - у автомобилистов претензий накопилось немало, отметил генпрокурор.
- Ненадлежащая работа автоматических комплексов приводит к массовому привлечению к ответственности невиновных лиц, с одной стороны, и невозможности применения взыскания к истинным нарушителям, с другой, - подчеркнул Игорь Краснов.
Про парковки он тоже сказал. «По поручению главы государства дана оценка осуществлению парковочной деятельности». На этой фразе кто-то ответственный за эту самую деятельность наверняка потянулся к аптечке в поисках валидола.
- В большинстве субъектов эти вопросы оставались неурегулированными, что привело к массовому ущемлению интересов автовладельцев и, в первую очередь, инвалидов, - заявил Краснов, - Выявлено полное отсутствие реализованного парковочного пространства в жилых массивах и множественные случаи уклонения застройщиков жилья от отведения машиномест.
Вот так тонко в одном тезисе от генпрокурора стали братьями по несчастью Минстрой и Минтранс. Что со всем этим теперь делать, решать Михаилу Мишустину: его Игорь Краснов о ситуации с парковками уже уведомил.
Оптика Генпрокуратуры направлена еще на огромное число проблем: от травли в школах (здесь Краснов призвал создать медиативные технологии) до выплат участникам СВО (в воинских частях на фронте с Интернетом туго, но даже в тылу ответственные чиновники порой тормозят с выплатами).
Сенаторам доклад Игоря Краснова понравился.
- Ничего не скрывается, ничего не лакируется, - похвалила генпрокурора Валентина Матвиенко и добавила: у Игоря Краснова все под контролем.