Главный смысл события состоит в том, что наиболее активная сегодня часть собственно молдавской оппозиции объединилась с руководством национальной автономии в общем противостоянии политике Кишинева. Ход в принципе правильный. Гагаузия – это серьезная сила. В свое время там была провозглашена независимая республика и чуть было не вспыхнула гражданская война, подобная приднестровской. Кстати, представителей Приднестровья на съезде не было. Не было и делегатов от другой серьезной оппозиционной силы – Партии социалистов, которая сейчас переживает непростые времена.
Момент для провозглашения новой политической силы выбран поистине судьбоносный: на 20 октября 2024 года в Молдавии запланированы президентские выборы. Власти запланировали совместить их с референдумом о членстве в ЕС. В самое ближайшее время парламент должен принять соответствующий законопроект. В случае успеха референдума курс на вступление в Евросоюз будет закреплен в конституции. Разумеется, президент Майя Санду и правящая партия PAS не случайно настаивают на проведении референдума 20 октября текущего года, в один день с выборами президента. Они рассчитывают, что это поможет Санду избраться на второй срок, несмотря на тотальное разочарование населения ее политикой.
Так что у РФ осталось совсем мало времени и почти не осталось политических рычагов для того, чтобы предотвратить превращение Молдавии во вторую Украину. Повторное избрание главой страны румынской гражданки Санду и закрепление в конституции «европейского» вектора надолго зацементирует нынешний курс Кишинева, который неизбежно со временем приведет Молдавию в НАТО и превратит ее в еще один военный плацдарм альянса против России. В этой связи проведение съезда молдавской оппозиции в двух шагах от Кремля выглядит совсем не случайным.
Хотя сам Илан Шор – бизнесмен, политик и общественный деятель, бывший примар (мэр) города Оргеев, объяснил это тем, что провести подобное мероприятие в Молдавии сегодня невозможно, поскольку попытка сформировать любое оппозиционное движение там заканчивается арестами и обысками, а оппозиционер в глазах правящего режима – это синоним предателя. Он привел пример, как были арестованы средства, которые планировалось направить на выплаты дополнительных пенсий жителям Гагаузии, хотя происхождение этих средств было вполне легальным. «Молдавия сегодня – это захваченное государство», – заявил он. Башкан Гагаузии Евгения Гуцул даже высказала опасения, что по возвращении в Кишинев она и другие члены гагаузской делегации могут быть арестованы.
В целом мероприятие выглядело достаточно пафосным. Зал был заполнен солидными людьми, при взгляде на которых становилось ясно – в Молдавии много тех, кого с Россией связывают серьезные бизнес-интересы и кто совсем не хочет терять российский рынок для молдавских яблок и вина. Символика тоже была хорошо продумана. Красный цвет – цвет флага нового блока – преобладал в зале. С одной стороны, он вызывал ассоциации с цветом той, великой Победы, когда мы с молдаванами были по одну сторону фронта. А с другой – это цвет молдавского праздника весны Мэрцишор, цвет радости и надежды.
Собравшиеся много говорили о необходимости сохранения молдавской идентичности и государственности и обвиняли нынешнее руководство Молдавии в том, что ведет страну прямым курсом к объединению с Румынией. Председатель Народного собрания Гагаузии Дмитрий Константинов напомнил собравшимся, что в то время, когда Бессарабия находилась в составе Румынии, ее сельское хозяйство было практически уничтожено, а на поддержание порядка туда было брошено около 20 тысяч жандармов, поскольку население постоянно восставало.
Депутат от партии «Возрождение» Василий Боля рассказал о плачевном состоянии экономики страны. По его мнению, оно описывается фразой: «Пациент скорее мертв, чем жив». И это – результат деструктивной политики правящей команды. «Мы утратили продовольственный суверенитет», – сказал он. Тех же, кто ждет экономического чуда от вступления страны в ЕС, он сравнил с Буратино, которого лиса Алиса и кот Базилио уговаривают закопать свои деньги в землю на Поле чудес. Он подчеркнул, что европейским производителям сельхозтоваров не нужны конкуренты и молдавскую продукцию на свои рынки они никогда не пустят.
Ораторы подчеркивали, что Молдавию затягивают в западные структуры с единственной целью – сделать из нее еще один форпост НАТО в борьбе против РФ. А заплатят за этот политический авантюризм простые жители страны, которых лишат средств к существованию, а затем превратят в пушечное мясо, как украинцев. Но поскольку молдаван мало, они быстро закончатся, и Молдавия может вообще прекратить свое существование. Спасение от катастрофы одно – разворот на Восток.