Причиной тому — сам Зеленский, который уже изрядно надоел своим попрошайничеством, а главное — полным отсутствием благодарности. В своем последнем вечернем обращении президент Украины снова дал понять, что разочарован ярой поддержкой Израиля и такой скупой помощи Украине. Он высказал недовольство заявлениями Вашингтона и Лондона о том, что это разные конфликты, и участие западных партнеров в непосредственной защите Киева могут привести к эскалации ситуации. Также президент страны заявил, что Украина запросит созыв заседания Совета Украины — НАТО по защите неба, поставкам ПВО, соответствующих систем и ракет. «Работаем ради того, чтобы получить больше реальной помощи. Ради того, чтобы достичь настоящего равенства в защите от террора», - отметил Зеленский.
На этом его обвинения не закончились. В атаке на Чернигов, произошедшей утром 17 апреля, Зеленский снова сделал виноватыми своих западных партнеров. «Этого бы не было, если бы Украина получила достаточно средств ПВО и если бы решительность мира в противодействии российскому террору тоже была достаточной», - отметил глава Украины.
Ранее Зеленский в интервью каналу PBS назвал позором для мира и демократии то, как быстро Конгресс США выразил готовность предоставить помощь Израилю в сравнении с зависшим пакетом помощи Украине. Зеленский также заявил, что разрушение Трипольской ТЭС произошло из-за того, что у ВСУ закончились ракеты для ПВО, и этого не случилось бы, если бы украинское небо было защищено также, как и израильское.
В результате украинский телеграм-канал «Резидент» со ссылкой на источник в Офисе президента сообщил, что ОП обсуждал с Администрацией Байдена поездку Зеленского в Конгресс, но им отказали. Аргументировали отказ тем, что «влияние президента Украины на процессы уменьшилось и его появление может ухудшить ситуацию с голосованием».
Интересна в этом случае явная тенденция к дистанцированию Зеленского от центра принятия решений. Во время его первого визита в 2022 году Конгресс рукоплескал президенту Украины, Зеленский вручал украинский флаг спикеру палаты представителей США Ненси Пелоси, а Байден заявлял, что их общая с главой Незалежной цель - «свободная независимая процветающая Украина». Следующий визит Зеленского в США состоялся в октябре 2023 года. Тогда экс-спикер Палаты представителей Кевин Маккартни отказал президенту Украины в выступлении перед Конгрессом и заверил, что у них нет времени на проведение совместного заседания. А параллельно с визитом главы Незалежной 29 законодателей направили Джо Байдену письмо, в котором предупредили, что они не поддержат пакет помощи для Киева. Теперь же Зеленскому и вовсе отказывают в поездке в США.
Как сообщает спикер Палаты представителей Конгресса США Майк Джонсон, голосование по помощи Украине, Израилю и Тайваню будет проведено до конца этой недели. После обострения конфликта между Израилем и Ираном он предложил разделить пакет американской помощи, и голосовать за ее предоставление каждой стране отдельно. Однако, как сообщает Associated Press со ссылкой на республиканцев, голосование за помощь Украине может не состояться на этой неделе. Более того, отдельные республиканцы «были в ярости» из-за того, что Джонсон оставил в стороне их главное требование для выделения помощи - обеспечение безопасности на границе США и Мексики. Это может вызвать дополнительные трудности для принятия законопроекта о выделении американской помощи.
Может ли категоричная риторика главы Украины повлиять на решение Конгресса, и не является ли отказ от приезда Зеленского признаком «слива» украинского вопроса и главы Незалежной в частности? Этот вопрос мы задали эксперту Финансового университета при Правительстве РФ Денису Денисову:
«Подобные заявления главы Украины уже больше похожи на какую-то банальную истерику. Складывается впечатление, что Зеленский два года находился где-то в зазеркалье, а теперь резко ощутил реальность, в которой существует Украина и он сам. Надежды на то, что Украина — это ровня Израилю не то, что не оправдалась, а были уничтожены. Уничтожена и иллюзия того, что вокруг Украины крутится весь мир. Ни на что эти высказывания не повлияют, Украина не является субъектом, тем более ключевым субъектом, ради которого Штаты и их партнеры будут прикладывать какие-то неимоверные усилия.
Тем не менее не стоит ожидать, что Украину и Зеленского лично «сольют». Дело в том, что они до сих пор остаются важными инструментами, механизмами для противостояния с Россией. В этом отношении, особенно в краткосрочной перспективе, они избегут судьбы списанного в утиль материала. Вместе с тем можно наблюдать, что западные страны, в первую очередь США, выстраивают свою позицию на определенной дистанции. Это, опять-таки, закономерные тенденции, связанные скорее с внутренней политикой Штатов и тем местом, которое США занимает в современном мире. Не может такая страна ориентироваться на страну вроде Украины».
Если Зеленский и Украина все еще остаются важными инструментами, то американской помощи, получается, быть? Политолог Александр Макаркин считает, что в Конгрессе, несмотря на разделение пакета помощи, по вопросу выделения денег Украине будет большинство:
«По каждому из законопроектов в Палате представителей есть большинство для принятия, и это большинство носит двухпартийный характер. Более того, есть идея, что потом все эти четыре документа для удобства работы Сенат может объединить, чтобы сенаторам было проще и они проголосовали за него уже в совокупности. Идея внести четыре законопроекта родилась из-за того, для некоторых республиканцев психологически трудно проголосовать «за» поддержку Украины, но при этом также трудно проголосовать и «против» поддержки Израиля. Когда все это вносится «в одном флаконе», то проголосовать им сложно, поэтому они попросили разделить законопроекты. С учетом того, что у демократов и умеренных республиканцев в совокупности большинство, то эти голоса «против» Украины реально не изменят ситуации. Просто эти конгрессмены смогут потом объяснить своим избирателям, что «мы всеми силами пытались сэкономить средства налогоплательщиков, чтобы они не пошли Украине, но не получилось».