Агент внешней разведки, дающий показания, был замаскирован, несмотря на то, что судебный процесс происходит за закрытыми дверями в присутствии лишь нескольких человек. Секретность была настолько строга, что даже генеральный прокурор Стурла Хенриксбо впоследствии не смог прокомментировать показания.
Норвежские СМИ получили доступ к 89-страничной расшифровке показаний свидетеля. В аудиозаписи продолжительностью почти семь часов, на которой голос свидетеля искажен, можно узнать, как службы внешней разведки Норвегии (E-tjenesten) раскрыли планы террористов и чего они опасались впоследствии.
Свидетель располагает подробными сведениями о контактах электронной службы с экстремистским исламистским окружением накануне нападения на популярный клуб в Осло 25 июня 2022 года. В результате него 2 человека погибли и 21 были ранены.
За несколько недель до нападения сотрудник разведки общался с норвежской исламисткой Аишей Каусар. Ей было предъявлено обвинение в соучастии в теракте, но в настоящее время она находится в Сирии. После событий в клубе агент также беседовал с неким Арфаном Бхатти, который также обвиняется в соучастии в теракте в Осло.
В разговорах с предположительно Бхатти, который назвался "Шахин", говорилось о возможных новых атаках. Среди прочего, глава НАТО Йенс Столтенберг и его семья были указаны в качестве возможных целей для похищения. Норвежские журналисты в Пакистане и в районе посольства в Исламабаде также были определены в качестве возможных целей в ходе переговоров. Кроме того, как сообщается, рассматривались два возможных кандидата на совершение терактов — тот, кто именовался как «брат-ингуш», и женщина, которая была «готова рвануть на Запад» (в данном случае террористка-смертница, по данным спецслужбы).
«Два человека, о которых, как мы полагаем, идет речь, считаются личностями, которые действительно могли подумать о совершении какого-либо действия. По словам свидетеля, к этому отнеслись очень серьезно», — рассказывает агент.
Адвокат Джон Кристиан Элден защищает Бхатти, который отрицает свою роль в соучастии в терроризме. В интервью газете Dagbladet юрист заявил, что Бхатти также не знает, о каком разговоре идет речь, и что обвиняемые считают, что они ошибаются относительно того, с кем они общались.
«В самой службе разведки говорят, что они не знают, поскольку не разговаривали с человеком, а общались посредством сообщений», — утверждает защитник.
Однако в своих показаниях анонимный свидетель указывает на ряд причин, по которым разведывательная служба считает, что они контактировали именно с Бхатти: «В разговоре "Шахин" предоставил несколько личных данных, включая имя и возраст троих детей, которые у него есть от бывшей жены. Это, как утверждается, соответствует информации о Бхатти и его семьи».
В июле "Шахин" также рассказал, что недавно они были в посольстве Норвегии в Пакистане, чтобы обновить паспорта для своих детей, что, согласно разведывательной службе, согласуется с тем фактом, что Бхатти заранее записался на прием.
Бхатти находится в заключении в Пакистане с сентября 2022 года, но норвежские власти работают над тем, чтобы добиться его экстрадиции в Норвегию.
Защитник террориста Заниара Матапура Мариус Дитрихсон очень критически отозвался о работе разведывательной службы в период, предшествовавший нападению. Он усомнился в том, что агент каким-либо образом смог спровоцировать Бхатти, притворившись высокопоставленным членом террористической организации «Исламское государство» (террористическая группировка, запрещенная в России).
Напомним, что с момента своего ареста Матапура отказывался разговаривать со всеми после массовой стрельбы в центре Осло. Он не позволил полиции допросить себя, прервал беседы с тремя судебно-психиатрическими экспертами, которые его осматривали, и заявил, что не будет давать объяснений в суде.