– Юрий Николаевич, согласитесь, это была какая-то странная ближневосточная ночь. Пять часов длилась иранская атака по Израилю – и минимальный ущерб. Причем, что самое удивительное, обе стороны заявляют о своем успехе. Что же произошло в эту ночь?
– Действительно, в ночь с 13 на 14 апреля произошло весьма странное событие: Иран запустил в сторону Израиля более трехсот дронов, крылатых и баллистических ракет. 99 процентов из них были сбиты Израилем и США. При этом все остались довольны – и Иран, и Израиль, и США.
– Чем же может быть доволен Иран, если почти все его беспилотники и ракеты оказались сбиты?
– Прежде всего, тем, что он «не потерял лицо», ответив на уничтожение своих генералов 1 апреля в здании консульства Ирана в Дамаске и повредив израильскую авиабазу, откуда наносился удар по Дамаску.
Командующий иранским Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Хоссейн Салами заявил: «Мы решили создать новое уравнение, ĸоторое заĸлючается в том, что если с этого момента сионистсĸий режим нападет на наши интересы, аĸтивы и граждан, где угодно и в любой момент, мы нанесем им ответный удар. Операция «Честное обещание» является ярĸим и очень наглядным примером этого нового уравнения».
Израиль при этом объявил о своей победе в краткосрочной войне с Ираном. А США позиционируют себя в роли «миротворца», спасшего мир от Третьей мировой войны. Поэтому все и довольны.
– Похоже, о готовящемся по Израилю удару все знали? Ведь Иран ответил не мгновенно, а спустя две недели.
– Согласен, такое очень даже возможно. Напомним, что президент США Джо Байден 12 апреля «предсказал», что нападения Ирана на Израиль произойдут «раньше, чем позже», и попытался еще раз выступить с суровым публичным предупреждением, заявив, что его послание Тегерану было просто: «Не надо».
Дэвид Игнатиус в статье в The Washington Post «Ближний Восток находится на пороге более широкой войны, которая никому не нужна» пишет, что разгорание конфликта между Израилем и Ираном «едва ли можно назвать пожаром по типу Первой мировой войны. Но этот момент устрашающе напоминает динамику лета 1914 года, когда война, которой каждая держава стремилась избежать, внезапно оказалась неизбежной, с последствиями, которые никто не мог предсказать».
По словам высокопоставленного представителя администрации и источника, знакомого с разведданными, по состоянию на вечер 12 апреля США полагали, что иранские сателлиты также могут быть замешаны в предстоящих атаках, и что цели, вероятно, будут как внутри Израиля, так и вокруг региона. По словам источников, знакомых с американской разведкой, США наблюдали, как Иран перемещал внутри страны вооружение, в том числе беспилотники и крылатые ракеты, сигнализируя о том, что он готовится атаковать израильские объекты изнутри его территории. Один из источников сообщил, что США наблюдали, как Иран готовил около 100 крылатых ракет.
Белый дом заявил 12 апреля, что сохраняется «правдоподобная» и «реальная» угроза нанесения Ираном ударов после нападения Израиля на иранский дипломатический комплекс в Сирии 1 апреля, в результате которого погибли три иранских генерала.
А представитель Пентагона сообщил CNN, что Израиль и США готовятся к потенциальному иранскому нападению. По его словам, Министерство обороны США перебрасывает дополнительное вооружение в регион Ближнего Востока, «чтобы поддержать региональные усилия по сдерживанию и усилить защиту сил США».
– Насколько серьезной считается иранская угроза?
– По оценке западных экспертов, Иран обладает крупнейшим арсеналом баллистических ракет и беспилотников на Ближнем Востоке, включая крылатые и противокорабельные ракеты, а также баллистические ракеты малой и большой дальности с дальностью действия до 2000 километров (около 1250 миль).
Иран также имеет большой парк дронов, радиус действия которых составляет от 1200 до 1550 миль и которые способны летать низко, чтобы уклоняться от радаров.
Поэтому Пентагон относится к этой угрозе серьезно и специально работает над усилением противовоздушной обороны американских войск, дислоцированных в Ираке и Сирии, которые в период с октября по февраль подвергались атакам поддерживаемых Ираном сил более 100 раз. В январе трое американских военнослужащих погибли, когда беспилотник прорвался через систему ПВО США на базе «Башня 22» в Иордании.
Но вот, что любопытно: при этом американцы, все-таки, не ожидают, что Иран или его сателлиты нападут на силы США в качестве ответного удара, но на всякий случай перемещают вооружение. По словам источников CNN, Тегеран опасается резкой эскалации боевых действий и не хочет давать США или их союзникам повод для прямого нападения на Иран.
– Не очень понятно: усиливают оборону против Ирана, но не ожидают нападения. Так против кого они собираются обороняться?
– Вы же помните: Восток – дело тонкое. Источники CNN сообщили, что «Иран не имеет идеального командования и контроля над всеми своими марионеточными силами, поэтому возможность нападения на США и их активы не могут быть полностью исключены. По оценкам разведки США, Иран призвал несколько своих марионеточных группировок одновременно начать крупномасштабную атаку на Израиль, используя дроны и ракеты, и что они могут атаковать уже в ближайшие дни».
Вот американцы и опасались, что ракеты и дроны полетят не только в Израиль.
– В Израиле осознавали угрозу?
– Если и осознавали, то как-то странно, по-своему. Так, в Израиль 12 апреля прибыл глава Центрального командования США генерал Эрик Курилла, чтобы провести «беседы непосредственно со своими коллегами из ЦАХАЛа». По словам одного из американских чиновников, также состоялся ряд обсуждений, в которых официальные лица США призывали Израиль не обострять ситуацию в ответ на ответные меры против Ирана.
Тут есть весьма пикантный момент: официальные лица США были, мягко говоря, разочарованы своими израильскими коллегами из-за отсутствия информации, которой Израиль должен был поделиться перед нанесением удара по Дамаску 1 апреля. Как сообщили источники CNN, Израиль проинформировал представителя США только тогда, когда его самолеты уже находились в воздухе по пути в Сирию. Американский чиновник рассказал: «Мы заранее не знали, что Израиль собирается нанести этот авиаудар. За несколько минут до того, как это произошло, когда израильские самолеты уже были в воздухе, Израиль обратился к официальному лицу США и сообщил, что они находятся в процессе нанесения удара по Сирии. В нем не было никаких подробностей о том, на кого они нацелены или где он будет нанесен, и удар уже начался, прежде чем информация могла быть передана через правительство США».
Вот такое у израильтян своеобразное представление о сотрудничестве с ближайшим своим союзником.
– Высокие, высокие отношения! Американцы как-то пытались по дипломатическим каналам убедить Иран отказаться от ответного удара по Израилю?
– Пытались. Госсекретарь США Энтони Блинкен поговорил с министрами иностранных дел Турции, Китая и Саудовской Аравии, призвав их оказать давление на Тегеран, чтобы тот не устраивал эскалацию конфликта на Ближнем Востоке после угроз со стороны Ирана в адрес Израиля. Официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер заявил 11 апреля: «США также за последние несколько дней взаимодействовали с европейскими союзниками и партнерами, чтобы донести аналогичный сигнал до Ирана».
– И как, донесли?
– Известно, что министр иностранных дел Германии Анналена Бербок и министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон в последние дни беседовали с министром иностранных дел Ирана. Кроме того, многие страны ограничили поездки своих граждан в этот взрывоопасный регион.
– Услышал или не услышал Иран эти «сигналы»?
– Услышать-то услышал. Вопрос – внял ли? Команда Байдена предупредила Иран об опасности перенапряжения в сообщениях, отправленных через посольство Швейцарии в Тегеране. И не далее как 10 апреля иранцы ответили через швейцарцев, что они не хотят конфронтации с Соединенными Штатами. Тегеран направил то же самое послание через Китай и другие страны, которые передавали сообщения. «Иран должен ответить, но он будет сдержан», — так один источник описал иранские сообщения, отправленные по дипломатическим каналам. Администрация Байдена после нападения в Дамаске предполагала, что та или иная форма возмездия со стороны Ирана неизбежна, но она надеялась, что Тегеран ограничит свой ответ из-за опасений, что прямые атаки Израиля или США могут дестабилизировать режим.
Как объясняет аналитик Карим Саджадпур, иранские лидеры знают, что перед ними стоит дилемма при выборе ответных мер: «Если они сделают слишком мало, они «потеряют лицо». Но если они сделают слишком много, они могут потерять голову».
– И поэтому иранцы выбрали эдакое «соломоновое решение»? Мол, и ты прав, и ты.
– Можно и так сказать. Представитель Армии обороны Израиля ĸонтр-адмирал Даниэль Хагари сообщил, что Иран выпустил по Израилю оĸоло 170 беспилотных летательных аппаратов, более 30 ĸрылатых раĸет и более 120 баллистичесĸих раĸет, подавляющее большинство из ĸоторых – 99 процентов - было перехвачено израильсĸими ВВС и “партнерами”. Так, 70 беспилотников и три баллистические ракеты сбили американцы.
Хагари рассказал, что баллистичесĸие раĸеты, ĸоторые достигли Израиля, упали на авиабазу Неватим на юге страны и причинили лишь легĸие струĸтурные повреждения. База фунĸционировала и продолжала свою деятельность после нападения, самолеты продолжали использовать базу. Часть оружия, выпущенного по Израилю, стартовала из Ираĸа и Йемена.
Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху сделал свое первое публичное заявление после нападения Ирана, поĸлявшись народу страны, что «вместе мы победим». В сообщении на платформе X, Нетаньяху сĸазал: «Мы перехватили, мы сдержали. Вместе мы победим».
Иран предупреждает, что его ответ будет "более сильным и решительным", если Израиль ответит на последние удары. Посол и постоянный представитель Ирана при ООН Амир Саид Иравани заявил: «Исламсĸая Республиĸа Иран без ĸолебаний воспользуется своим неотъемлемым правом на самооборону, ĸогда потребуется. Если израильсĸий режим снова совершит ĸаĸую-либо военную агрессию, ответ Ирана, несомненно, будет более сильным и решительным».
Что и требовалось: Иран «сохранил лицо», а Израиль, так сказать, обделался легким испугом.
– И что дальше? Каковы последствия?
– А дальше – дипломатические баталии. Теперь Израиль тоже обещает «жестокую мстю», США уговаривает его «не нагнетать». С одной стороны, американцы утверждают, что в никаких наступательных операциях против Ирана участвовать не собираются, с другой – стянули в регион внушительные силы. Все возвращается на круги своя.
– А какие у США там силы?
– По данным западных экспертов, в регионе находится авианосная ударная группа америĸансĸого авианосца "Дуайт Д. Эйзенхауэр". В состав ударной группы входят 6000 моряĸов, ĸрейсер с управляемыми раĸетами ĸласса "Тиĸондерога" USS Philippine Sea (CG 58) и эсминцы с управляемыми раĸетами ĸласса "Арли Берĸ" USS Mason (DDG 87) и USS Gravely (DDG 107). В группу таĸже входит Третье авиаĸрыло авианосца, ĸоторое состоит из девяти эсĸадрилий, вĸлючая четыре эсĸадрильи ударных истребителей. На подходе еще контингент в тысячу военнослужащих. Вполне убедительная сила для «сдерживания» кого угодно, не только Ирана.
– Тогда вернемся главному вопросу: что же произошло в ночь с 13 на 14 апреля? Реальная война между Ираном и Израилем, или же продуманная двумя сторонами имитация этой войны?
– Скорее уж – тремя сторонами. На спортивном жаргоне это называется – «договорняк». Но малейшее отклонение от этой имитации действительно могло привести к реальной войне двух стран. И даже, не исключено, обменом ядерными ударами.
– Все же, от меня ускользает смысл всей комбинации…
– Тут главный политический «выгодоприобретатель» – Нетаньяху. Судите сами. Он пропустил атаку ХАМАС 7 октября. Он за шесть месяцев войны не смог, как обещал, «уничтожить» ХАМАС. Он обвиняется ООН в убийстве 34 тысяч мирных палестинцев в Газе. Он перечеркнул все международные нормы, ударив ракетами по дипломатическому объекту Ирана в Дамаске.
Но теперь он снова - «герой Израиля, спасший свою страну от атаки Ирана». В общем, возродился, как феникс из пепла. Цинично? Согласен. Негодую вместе с вами.