Зеленский за один вечер подписал сразу несколько законопроектов, касающихся вопросов мобилизации. Во-первых, он снизил планку возраста мобилизации с 27 до 25 лет. Напомним, что этот законопроект был принят Радой еще 30 мая 2023 года, и с тех пор он ждал лишь подписи президента. Во время своей пресс-конференции в декабре он заявлял, что готов обсудить снижение нижней планки возраста мобилизации, если ему предоставят достойные аргументы. И вот, спустя еще несколько месяцев, аргументы, видимо, были предоставлены. Стоит отметить, что эта норма заложена и в нашумевший законопроект о мобилизации, однако глава Украины почему-то решил поторопить события.
Во-вторых, Зеленский подписал указ об отмене понятия «ограниченно годный». Теперь все мужчины, имевшие данный статус, должны в течение 9 месяцев заново пройти медкомиссию, после чего их внесут в список либо годных, либо негодных к службе. При этом в категорию «ограниченно годных» попадали и люди, у которых, например, ампутирована рука или нога ниже уровня верхней трети голени. Кроме них, в нее входили и люди с психическими заболеваниями, с сахарным диабетом, астмой, туберкулезом и т.д. Сразу вспоминается недавний ответ на вопрос «с какой группой инвалидности можно служить в армии» нового начальника Генерального штаба ВСУ генерала-майора Анатолия Баргилевича: «С любой. Если человек может привязать к себе гранату и прыгнуть в блиндаж – значит, он годен».
Теперь украинцы опасаются, что принятие этого закона позволит отправить 90% ограниченно годных на фронт. Об этом пишет нардеп Алексей Гончаренко (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга): «Если реально будет переобследование всех и 90 процентов признают годными, то дальше что? Куда их — в пехоту, в штурмовики, а дальше?» Эти опасения, конечно, вполне обоснованы, учитывая, что и без этого законопроекта мобилизации подвергались инвалиды разной степени. Только теперь это будет законно.
В-третьих, был подписан законопроект об электронном реестре военнообязанных. Этот реестр будет собирать огромное количество данных об украинцах без их на то согласия: номера телефонов, адреса электронной почты, данные о родителях, реквизиты паспортов, ИНН, данные о выезде за границу. Его раскритиковало даже Главное научно-экспертное управление Рады, так как сбор данных без согласия на то человека противоречит Конституции страны. Впрочем, это не помешало принять закон. «В электронном кабинете военнообязанного не будет повесток», - сразу поспешила заверить замминистра обороны Екатерина Черногоренко. Однако в обсуждаемом сейчас законопроекте о мобилизации пункт о направлении повесток через электронный кабинет есть, и все зависит от того, решат ли нардепы его оставить или нет.
Интересен момент, что ранее все эти законопроекты находились на долгом рассмотрении у Зеленского. Верховная рада одобрила законопроект об электронном реестре еще в январе 2024-го, об ограниченно годных — в конце марта, а о снижении планки возраста мобилизации почти год назад! Возникает вопрос: с чего Зеленский так всполошился? Многие считают, что все дело в проблемах с принятием законопроекта о мобилизации, который находится «между мирами» уже как три месяца. Да и перспективы его принятия тоже туманны, так как многие украинские СМИ со ссылкой на источники говорят о нежелании нардепов голосовать «за» законопроект. Даже если его примут, то заработает он, как сообщает нардеп Ярослав Железняк, только в конце мая или начале июня. А люди в ВСУ нужны уже сейчас. Как и финансирование от Конгресса США.
Несколько дней назад украинские телеграм-каналы со ссылкой на источники сообщали, что посольство США передало в офис президента Украины требование принять законопроект о мобилизации раньше или параллельно с тем, как они утвердят помощь Украине. Необходимость такого решения американцы аргументируют тем, что им нужно предоставить дополнительный аргумент для принятия пункта о помощи Украине. Мол, Украина набирает больше людей, а США дают под это оружие и деньги.
Так в чем же причина? «МК» задал вопрос эксперту Финансового университета при Правительстве РФ Денису Денисову:
«Это экстренные меры по попытке хоть как-то выровнять конфликтную ситуацию. Такие «меры пожарной безопасности». Офис президента прекрасно понимает, что проблема с принятием комплексного закона о мобилизации может затянуться еще на длительное количество времени, потому что у них банально сейчас нет голосов. Поэтому они теперь идут другими путями и методами, подписывая уже давно принятые документы, которые хоть как-то могут способствовать фактической мобилизации.
- Насколько велик риск, что на боевые действия в связи с отменой статуса «ограниченно годный» отправятся люди с реальными проблемами со здоровьем?
- Это не предполагаемый риск, а очевидный уже предполагаемый результат. Мы же понимаем, как функционируют подобные комиссии. Им сверху скинут негласное распоряжение относительно того, чтобы закрывать глаза на ряд заболеваний и параметров. Посмотрим, конечно, по результатам. Но есть ощущение, что тех людей, которые были признаны «ограниченно годными», как минимум наполовину станет меньше.