В последние несколько месяцев Приднестровье все чаще появляется в российском информационном пространстве. Некоторые эксперты посчитали, что регион может инициировать референдум по присоединению к РФ. Однако глава МИД непризнанной республики эти подозрения опроверг – входить в состав России Тирасполь не планирует.
«Это не наш нарратив, это чужие тезисы, которые даже повторять нет смысла», – подчеркнул дипломат, отвечая на вопрос RTVI о планах сделать соответствующее обращение на прошедшем съезде депутатов всех уровней в Приднестровье.
Это не значит, что у республики нет проблем. Молдавские власти все сильнее давят на Тирасполь, ужесточая экономическую блокаду региона. А после прошедшего в феврале съезда депутатов всех уровней в Приднестровье, Кишинев отказался от переговоров в формате «5+2».
Глава МИД РФ Сергей Лавров напомнил, что президент Молдавии Майя Санду уже заявила, что референдум о вступлении в ЕС будет проводиться без Приднестровья. Он предположил у молдавских властей есть желание объединиться с Румынией, чтобы получиться какие-то дополнительные возможности.
«Видимо, Молдова решила бросить Приднестровье, - сказал глава российского МИД. - И может быть, там рассчитывают на военное решение приднестровской проблемы. Это будет безрассудством для молдавского руководства, и, я думаю, они должны это понять либо им надо это очень внятно объяснить».
Об этом «МК» поговорил с доктором политических наук, профессором РАНХиГС при президенте РФ Натальей Харитоновой:
- Прежде всего стоит отметить, что Молдавия объявила о решении выйти из ДОВСЕ. Такое же решение принимали прибалтийские страны и это привело к тому, что туда вступило НАТО. Альянс получил возможность размещать в балтийских странах вооружение, которое раньше размещать запрещалось. Все это привело к напряженности на границе с Россией.
Безусловно, потенциальная возможность размещения на территории Молдавии неограниченного количества вооружений НАТО также провоцирует напряженность. Это не может не беспокоить российский МИД и руководство Приднестровья.
Что касается переговорного процесса, то он не ведется с 2019 года по инициативе молдавской стороны. В Кишиневе считают, что в Тирасполе не с кем вести переговоры. Майя Санду лишила республику статуса стороны конфликта и считает, что регион необходимо подчинить любым способом. В отношении ПМР применятся давление: блокада грузов, в том числе с медикаментами, отменен льготный таможенный режим. Все это больно бьет по населению Приднестровья.
- Возможен ли силовой вариант решения конфликта?
- Если эти меры не помогут, то не исключено, что Молдавия пойдет на этот шаг. В это Кишиневу мог бы помочь Киев, если бы молдавские власти официально попросили об этом Украину. Однако тут возникает другая проблема – в Румынии понимают, что эти действия повлекут за собой реакцию России, и не хотят этого допускать. Возможно, что Санду решится на такую операцию и без участия Бухареста, но пока это кажется маловероятным, учитывая тесные связи между странами, в том числе на уровне спецслужб.