Шок, вызванный чудовищным терактом, постепенно проходит. Наступает время спокойно, без эмоций разобраться в том, что случилось и, главное, как не допустить подобного в будущем. Мы попробуем проанализировать некоторые аспекты случившегося вместе с известным политологом, историком и писателем Львом Вершининым – выходцем из Одессы, ныне проживающим в Испании.
- Западные эксперты и СМИ продолжают продвигать версию о причастности к трагедии в «Крокус Сити» боевиков афганской группировки ИГИЛ - «Вилаят Хорасан» (запрещенные в РФ террористические организации). Однако пойманные террористы не похожи на идейных исламистов. А вы как думаете - что это было?
- Если кратко: разработка операции британская или британо-американская. Непосредственное кураторство и техническое исполнение - украинское. А внутри совсем нехорошо, потому что там широкая сеть, условно говоря, украинского подполья. Но оно в реальности не украинское, а тех, кто Украиной сегодня владеет. И в рамках всего этого действия четверых непосредственных убийц - это только операция отвлечения. Эти убийцы пойманы. По этой группе российские спецслужбы отработали филигранно. Честь им и хвала. Но я уверен, что там было несколько групп. Как минимум три. Одна вот эта, у которой своя судьба. Как ее нанимали, это отдельный разговор. Вторая – занимавшаяся подготовкой, технической стороной вопроса и, скорее всего, непосредственно поджигавшая здание. И третий уровень – группа поддержки. На сегодняшний день я могу сказать, не нарушая интересов следствия, что из всех задержанных трое отпущены. Они попали под горячую руку и были ни при чём. Четверых уже показали публике. (и показали еще четверых их пособников – тех, кто продавал им автомобиль и сдавал квартиру – М.П.) Остальных следователи пока «разматывают», и это более серьезные люди с точки зрения интересов спецслужб. Эти серьезные люди представляют других, еще более серьезных людей из этой сети. И, по моей информации, среди них могут оказаться славяне. Среди участников операции – тех, кто уже задержан, или тех, кого еще только ищут.
-То есть вы считаете, что пока нам показали самых несерьезных из этой группы?
- Как же они несерьезные, если они убивали. И не надо думать, что это дешёвые гастарбайтеры. Они выглядят, может быть, и жалко в этом лесу прифронтовом, когда холодно, когда очень страшно. Как мне намекнули осведомленные люди, эти таджики прошли через подготовительные лагеря. По крайней мере, двое из них – это бойцы. Обученные идейные бойцы невысокого уровня. Они умеют стрелять. Они умеют легко, спокойно убивать, они фанатичны, но не более того. Да, их специально завезли. Перед терактом их тренировали где-то в лагерях под Стамбулом. Не знаю, с ведома ли турецкого правительства, скорее всего, без ведома. Да, они прошли Сирию. Что касается разговоров про ИГИЛ, про вот это вот всё. В той же Турции и в других точках на карте мира существуют лагеря так называемых «беженцев», в которые стекаются люди из Сирии, из других мест, где идет война, где нищета и жизнь невыносима. Кто эти убийцы? Обычные таджикские крестьяне, которые выросли в нищете. Самые границы Таджикистана и Афганистана - там варится такой взрывоопасный бульон…
- Есть информация, что они прошли Сирию?
- Во всяком случае, они могли пройти лагеря сирийских так называемых «беженцев» в Турции.
- Похоже, что вы правы. Двое обвиняемых незадолго до совершения теракта были в Турции, причем, как установили турецкие журналисты, жили в самом центре Стамбула. Один из фигурантов, Шамсиддин Фаридуни, прибыл в республику 20 февраля. Свой номер в отеле «Аксарай Стамбул» он покинул 27 февраля, а вылетел в РФ из аэропорта Стамбула 2 марта. Второй, Саидакрами Рачабализода, жил в том же отеле с 5 января. Он покинул номер 21 февраля, а 2 марта вылетел в Москву вместе с Шамсиддином. Там у каждого несколько дней выпадают, когда они неизвестно где находились и чем занимались. Но у меня лично вызывает сомнения вот что. Вы говорите, что они прошли подготовку. Но, например, Яков Кедми, а он не только разведчик, но и военный, принимал участие в боевых действиях, утверждает, что вот эти убийцы, которые были сняты на видео во время теракта, действовали очень непрофессионально. С его точки зрения. Он сказал, что они действовали не так, как действовали бы профессиональные военные. Это с одной стороны. С другой, почему сомнения возникают у многих: те, кто были на видео, выглядели совершенно по-другому, чем те, кого потом задержали. Мы видели совершенно уверенных в себе, наглых и холодных отморозков. И потом в лесу – жалкие, дрожащие, ничтожные.
- Они были наглые, потому что в тот момент они были хозяевами жизни и смерти множества людей. Что касается того, что они действовали не как профессиональные военные. Их ведь учили не воевать. Учили убивать. Это очень разные вещи. Тем, кто их обучал, было безразлично, выживут они или нет. Это просто мясо. Они и должны были там погибнуть на месте теракта.
- Да, а почему вы думаете, что было несколько групп? На чем вы основываетесь?
- Я не думаю, я знаю. Мне проще сказать, что у меня есть информация. Это очень многоуровневое мероприятие. Кто-то их принимал, кто-то их обустраивал. Кто-то их обеспечивал оружием, и это в напичканной средствами слежения Москве. Кто-то их, практически не говорящих по-русски, водил по Москве. Кто-то выводил на цель, кто-то объяснял. Меня другое интересует. Почему теракт не произошел раньше – 8, 9, 10, 11 марта? Сбой какой-то. Это совершенно четко готовилось перед выборами, синхронно с попыткой вторжения в Белгородскую область.
- Есть версия, что это должно было произойти 9 марта на концерте Шамана.
Скорее всего. Это был бы громкий повод. Почему отложили, не знаю. Но обратите внимание, символика тоже хороша. В годовщину сожжения Хатыни (деревня в Белоруссии, жители которой 22 марта 1943 года были заживо сожжены бандеровцами, – М.П.). Может быть, сорвалось потому, что у РДК («Русский добровольческий корпус» - террористическая организация, запрещенная в РФ) не получилось прорваться. Может быть, были какие-то накладки. Но они уже примеривались 7-го. Есть фотография одного из них, того самого, который летал в Стамбул, 7 марта он навещал этот центр.
- Кроме того, американцы именно 7 марта предупреждали своих граждан, чтобы не ходили на концерты в течение 48 часов. И загадочная скоропостижная отставка Виктории Нуланд тоже может быть связана с этой историей.
- Конечно. Нуланд пообещала Путину «неприятные сюрпризы», при этом говорила она об «асимметричной войне», которая показала себя «в высшей степени эффективной». После чего срочно ушла в отставку, причем как раз накануне 7 марта.
- Не исключено, что длинный язык ее подвел. Можно еще вспомнить недавнюю хвастливую публикацию The New York Times о тесном сотрудничестве ЦРУ с украинскими спецслужбами. В принципе, мы и раньше о многом догадывались, но впервые об этом услышали, так сказать, из «первоисточника».
- Уши ЦРУ, конечно, торчат. Они подготовили вот эту ложную информацию об ИГИЛ. Конечно, они могли нанять кого-то там в ИГИЛе, сегодня это организация, которая по заказу работает. Вот вам такая деталь: через несколько часов после трагедии в Москве, мне об этом достоверно известно, спонсоры всех серьезных террористических организаций дали Москве гарантии, что они к этому не причастны. Все организации, подотчетные Ирану, все организации, подотчётные Катару, – они уверили, что не при чем. ИГИЛ – это парии этого мира, с ними никто не общается. Они могли взять какой-то подряд, направить на теракт вот эти слегка обученные отбросы. Есть ли исламистское подполье в России? Есть. Есть ли проблемы с диаспорами? Есть. Мигранты стали в РФ проблемой не менее серьезной, чем во Франции. Исламистские улемы чувствуют себя здесь вольготно и работают, хотя их пытаются ловить. Посмотрите, как умно отработали инициаторы этого мероприятия, сколько сразу они задели точек, линий разлома в России. Уже взвинчено общество на мигрантов в целом, на мусульман, конкретно на таджиков. Мимоходом задевают и азербайджанцев. Поэтому лучше пока не нагнетать, не обострять, не задевать эти чувствительные темы. Это именно то, чего добивались организаторы теракта.
- Почему они не захватывали заложников?
- Это еще одно доказательство того, что эти товарищи одноразовые, вот эти четверо, которые стреляли и резали. Они только слегка обученные, они нанятые, они не рассчитывали погибать там. Это не настоящие шахиды. Это отбросы. Рассчитывали, что они либо погибнут там на месте, либо их убьют на границе, либо даже если их возьмут, они ничего важного не расскажут, потому что ничего не знают. Всех устраивало, что они погибнут в «Крокусе», а они чудом выскочили. И рванули к украинской границе. А почему к украинской? Потому что перед этим им рассказывали, что их примут на Украине, что сделают им «окно». Им же не говорили, что они обречены. Но им повезло, они сели в машину, они поехали. Причем российские спецслужбы их «вели», выждали, чтобы посмотреть, куда они свернут. Только когда они миновали перекресток, поворот на Брянск, тогда и начали их брать. Вбросили версию, что они ехали не на Украину, а в Белоруссию. Но их взяли у села Тёплое, а это в 100 км от украинской границы. Есть посёлок Тёплый, он рядом с белорусской границей, и есть село Тёплое Навлинского района, в 10 км от села Хацунь по Киевскому шоссе. Они знали куда ехать. Они были уверены, что там для них сделают окно. Но их бы там, конечно, убили. Я думаю, от этих людей мало что узнают об организации, которая их приняла и науськивала в России. Но от них узнают многое, что позволит российской стороне говорить как минимум с господином Эрдоганом. Который вряд ли имеет отношение к этому кошмару, но он имеет прямое отношение к лагерям так называемых сирийских беженцев на своей территории. Но не факт, что нам все расскажут. Может быть, информацию будут использовать для очередного тура подковёрных торгов.
- Вы считаете, что их специально так долго не брали, чтобы точно установить, куда они едут?
- Я сильно подозреваю, что их отслеживали с того момента, когда они выскочили из «Крокуса» и сели в машину. Если бы их сразу взяли, то «версию ИГИЛ» уже бы ничего не убило.
- Уточните, вот эти группы террористов, они чем занимались, если их было несколько?
- Обычно все организовано так. Первый контур – это люди, в чьи задачи входит зайти, стрелять, убивать. Потом погибнуть или попытаться отойти. Второй контур - это те, которые поджигали здание, те, кто проводил переговоры, кто договаривался, готовил, воспитывал этих приехавших, кто предоставил им кров, кормил, развлекал. Третий уровень - это уже профессионалы разведки. Английские, американские, украинские профессионалы. Нет сомнений, что в России существует большая сеть украинской агентуры. Она давно и целенаправленно создавалась, ее очень трудно отследить. Курируют ее, естественно, британцы, американцы. Как мне сообщили мои источники, среди задержанных есть славяне. Я не знаю, кто они, это тайна следствия.
- Вы говорите, что это высокоорганизованный, многоуровневый теракт и по первоначальной версии он должен был произойти в унисон попытке вторжения РДК в Белгородскую область. А в случае успеха вторжения на Белгородчину какой сценарий мог бы быть реализован? Они могли бы захватить какой-то населенный пункт, школу или что-то еще, и параллельно происходит теракт в Москве. А дальше что? Выдвижение требований? Например, вывод войск из Украины?
- В любом случае это были бы большие проблемы накануне выборов. Российские власти в глазах населения предстали бы неспособными обеспечить безопасность Москвы и границ страны. Могло бы до кучи произойти еще несколько терактов в областных центрах, например.
- Знаете, что я сейчас вспоминаю. Беслан. Сейчас все помнят только захват заложников в школе. Но там ведь была не только школа. Это был целый «комплекс мероприятий». Захвату школы 1 сентября предшествовали взрывы в воздухе двух пассажирских самолетов и взрыв в Москве около станции метро (видимо, планировали в метро, но не получилось). Все это произошло за несколько дней до основного теракта, где были захвачены заложники и выдвинуты требования к власти. То есть могло произойти что-то подобное?
- Абсолютно верно. Например, они могли бы захватить какой-нибудь населенный пункт в РФ и провозгласить «территорию свободной России», которую немедленно признала бы Украина. В каком-нибудь Теткино. Или создание независимой «Белгородской Народной республики». Эта республика тут же начала бы получать оружие и солдат. По типу Донбасса. Вероятно, таков и был замысел. Но у них не получилось.
- То есть перевод конфликта во внутрироссийский и одновременно требование остановить СВО на Украине, так?
- Да, конечно.
- Теракт не произошел в запланированные сроки. Выборы прошли. Почему они всё-таки решили его осуществить?
- Есть вещи, которые не дают заднего хода. Механизм был уже заведен, все колесики пришли в движение. Вот теракт сорвался. В полном объеме это не получилось, но частично что-то удалось. Это была бомба, которая не могла не взорваться.