В Тбилиси Йенс Столтенберг встретился с премьер-министром Грузии Ираклием Кобахидзе. «Мы полностью поддерживаем суверенитет и территориальную целостность Грузии», — заявил Столтенберг. Он назвал республику одним из ближайших партнеров НАТО, отметив, что сегодня государство «сталкивается со сложными проблемами безопасности».
После этого Йенс Столтенберг отправился в Баку, где провел два дня — с 17 по 19 марта. В азербайджанской столице у него были запланированы встречи с президентом Ильхамом Алиевым, главой МИДа Джейхуном Байрамовым и министром обороны Закиром Гасановым.
«Азербайджан является давним партнером НАТО, и я с нетерпением жду дальнейшего укрепления этого партнерства. Мир и стабильность на Южном Кавказе важны для безопасности в более широком смысле. Я призываю Азербайджан и Армению воспользоваться возможностью для установления прочного мира», — отметил генсек Североатлантического альянса.
Неожиданной остановкой в турне стала Армения. Это был первый визит Столтенберга в Ереван. Премьер-министр Никол Пашинян и генсек НАТО обсудили вопросы, касающиеся взаимодействия Армении и Североатлантического альянса. Состоялся обмен мнениями по региональным вопросам, обсуждение соглашения о мире между Арменией и Азербайджаном, сообщила пресс-служба армянского правительства.
О целях поездки генсека НАТО в стране Южного Кавказа «МК» поговорил с политологом, экспертом Российского совета по международным делам (РСМД) Камраном Гасановым:
— Если глобально, то цель визита — укрепление влияния Североатлантического альянса в этом регионе. Все эти визиты синхронизируются со встречами европейских представителей и американских чиновников с коллегами из стран Южного Кавказа. Таким способом они пытаются расширить идеалы демократии, потому что НАТО тоже на этом делает особый акцент.
С другой стороны, это стратегическая борьба альянса с Россией, которая происходит в условиях конфликта на Украине. НАТО пытается выбить Москву из зоны ее стратегических и исторических интересов. Это происходит и в других регионах, например, в Центральной Азии.
Где-то они действуют более топорно, как, например, в Белоруссии. Но на Кавказе у них есть определенные шансы, поскольку Армения все больше отдаляется от России, а Грузия так и не стала полностью дружественной из-за Южной Осетии и Абхазии.
— Впервые Столтенберг прибыл в Армению. Связано ли это с угрозами Еревана выйти из ОДКБ?
— Он туда приехал явно не из-за того, что Пашинян намекнул на возможность выхода из ОДКБ. Это была, скорее всего, запланированная встреча. Но то, что делает Пашинян, ложится в формат видения, который есть у НАТО. Одновременное присутствие в регионе НАТО и России — это взаимоисключающие понятия.
Поэтому у Пашиняна два варианта: либо он с Россией, либо с Западом. По факту, премьер-министр Армении реализует то, что ему приписывали или в чем его подозревали и от чего он долго пытался откреститься — он ведет страну на Запад.
Пашинян говорил о готовности вступить в интеграцию с Евросоюзом настолько, насколько захочет сама Европа. И НАТО тут тоже не является исключением. Тем более уже были намеки на то, что в Армении нужны новые гаранты безопасности.