Термины «левые» и «правые» пришли в политический лексикон в период Великой французской революции для обозначения сторонников противоположных идей и взглядов, сидящих по разные стороны в зале заседания революционного Конвента. Конечно, время с тех пор самым радикальным образом изменило идеологические основы политического процесса, но наименования носителей тех или иных взглядов («левых» или «правых») прочно вошли в политическую деятельность.
К началу XX века левая идеология основательно пополнилась целым рядом политических концепций, среди которых не только учения социалистов-утопистов старой Европы и «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, но и идеология социал-демократии, а также идеи анархизма, кооперативного социализма и многочисленных социально-трудовых политических учений.
Безусловно, самым значимым достижением левых политических сил стала Октябрьская революция и формирование первого в мире социалистического государства — СССР. Впервые было сформировано действительно народное социалистическое государство, где во главу угла были поставлены интересы человека труда.
Еще большую роль левые, коммунистические и социалистические движения начали играть после окончания Второй мировой войны и краха глобальной системы колониализма. При этом значение левых политических ценностей стало повышаться не только в «новых» независимых государствах, но и в «старых» странах Западной Европы. С одной стороны, социализм победил в Китае, Вьетнаме, Лаосе, на Кубе и др., а с другой — социал-демократические правительства стали появляться в Великобритании, Германии, Италии, Франции и др. Также во второй половине XX века заявил о себе феномен «скандинавского социализма». Кроме того, начали вставать на ноги расположенные на всех континентах развивающиеся страны социалистической ориентации.
Так в чем же состоит идеология левого движения? Если говорить о теоретических принципах государственной политики, то здесь все просто: что важнее — труд или капитал? На практике все, конечно, сложнее, но базовый принцип тем не менее работает. Первичность прав и интересов человека труда признают все левые политические течения, а значит, борьба, например, с эксплуатацией и чрезмерным отчуждением прибавочной стоимости в пользу капиталиста является общим приоритетом. Еще одним следствием обозначенного выше принципа является правило, что социальная значимость и общественная ценность важнее прибыли, а значит, должна быть не только прогрессивная шкала налогообложения, но и необходимость расходов на социальные нужды.
Вы скажете, что все это очевидно. Но это стало очевидным, например, в Европе только после Первой мировой войны и Октябрьской революции, а обретение и защита человеком труда своих прав потребовали немало времени, усилий и даже человеческих жертв.
Еще одним следствием обозначенного выше принципа, на котором стояло большинство классических левых политиков, является забота о качестве жизни человека труда. Важно не только платить достойную заработную плату, но и создавать условия для социализации, гармоничных социальных отношений, нахождения места для каждого человека в социуме.
На самом деле есть еще целый ряд развилок, которые в идеологии проходят левые и правые политики. Здесь можно обозначить отношение к собственности, отношение к церкви, отношение к самоуправлению на производстве, отношение к институту семьи и др.
Важно отметить, что в настоящее время левое движение переживает непростые времена и в России, и на Западе. Но симптомы этой трансформации различаются самым радикальным образом. Попробуем разобраться.
По факту, большинство современных левых политиков на Западе — это воплощение перерождения политических ценностей, доведенного до своего абсурда и даже извращения. Приведем лишь несколько примеров.
Если говорится о том, что каждый человек свободен от рождения и вправе сам определять свое будущее, то доведение до абсурда этой идеи неминуемо приводит к появлению вседозволенности и ЛГБТ-шабашу (общественное движение ЛГБТ признано экстремистской организацией, и его деятельность запрещена в России), а еще к усыновлению детей ЛГБТ-парами, торжеству права на свободную смену пола (даже детьми!), беспределу ювенальной юстиции и изъятию детей из вполне благополучных семей по навету или доносу. Весь этот ужас пропагандируют и реализуют современные западные левые политики, которые, как им кажется, тем самым защищают незыблемое право человека быть самим собой. При этом данным политикам, собственно, не приходит в голову, что они своими деяниями на самом деле искажают суть и сущность человека, потворствуя низости, пороку и, без преувеличения, дьявольскому искушению.
Свобода слова, совести и самовыражения выродилась в странах коллективного Запада в торжество разврата, пошлости и безнаказанности, а также в постоянное оскорбление чувств верующих или граждан, исповедующих нормальные ценности. Право меньшинства на политическое представительство и самореализацию в странах Запада вылилось в диктатуру меньшинств и их право диктовать свои, часто извращенные и человеконенавистнические убеждения большинству без права последнего на защиту, возражения или апелляцию.
Например, если мы говорим о необходимости защиты окружающей среды (вполне здравое требование левых во всем мире), то современные западноевропейские политики уже довели свои страны до деиндустриализации и роста цен на энергоносители для своего населения. Теперь те же политики намерены задушить страны Глобального Юга необоснованными требованиями и претензиями в экологической сфере, часто забывая, что максимальный ущерб природе (например, через сбрасывание отходов в море) наносят именно страны коллективного Запада.
Про права трудящихся в своих странах левые на Западе уже давно позабыли. Ведь есть куда более «интересные» и хайповые темы: смена пола, помощь мигрантам, разрушение традиционных ценностей, навязывание принципов «углеродной нейтральности» и пр. И весь этот шабаш замешан на самой продвинутой и доведенной до абсолюта в своей ненависти русофобии. К сожалению, мы должны констатировать, что современный левый западный политический процесс и дискурс — это тотальное неприятие и отторжение России и всего русского.
Что на сегодняшний момент представляют собой левые политические партии в классической «западной демократии», например в ФРГ, которая, как мы знаем, имеет очень серьезные социал-демократические традиции? Сейчас правящую коалицию в Германии называют «светофор», подразумевая цвета партий, сформировавших парламентское большинство, а именно: Социал-демократической партии Германии, Свободной демократической партии и партии «Союз 90/Зеленые». Левые лидеры правящей коалиции Олаф Шольц и Анналена Бербок (вместе с некоторыми представителями СвДП) являют собой на сегодняшний момент аутентичный пример современных левых. С одной стороны, они всеми силами продвигают ценности ЛГБТ-повестки, а с другой — предпринимают беспрецедентные усилия для эскалации конфликта на Украине.
При этом в ФРГ есть нормальные левые партии. Например, наследница Социалистической единой партии Германии (в ГДР) так и называется — Левая партия, которая стоит на классических позициях защиты прав человека труда и выступает за нормализацию отношений с Россией. На еще более прогрессивных левых позициях находится депутат Бундестага Сара Вагенкнехт, недавно сформировавшая новую левую партию и намеренная участвовать в выборах, исповедуя нормальные ценности защиты социальных интересов граждан.
Что же касается России, то если не брать маргинальные или откровенно спойлерские политические проекты, то левый политический ландшафт в нашей стране уже много лет формируется вокруг двух партий: КПРФ и «Справедливая Россия — За правду». Особенностью первой является то, что начиная с 1996 года КПРФ так и не смогла предложить избирателю внятную и привлекательную оппозиционную политико-экономическую повестку.
В этой части партия «Справедливая Россия — За правду» выглядит более содержательной. Здесь есть идеи целевой эмиссии для модернизации экономики и развития инфраструктуры, Госплана 2.0, справедливого базового дохода (СБД), борьбы с «офшорной аристократией» и др. СРЗП наиболее радикально настроена против реализуемой в настоящее время государственной финансово-экономической политики Минфина и Центробанка. Партия ежегодно представляет альтернативный проект федерального бюджета, а также продвигает идеи КУРСа — Концепции укрепления российского суверенитета.
Основные левые партии в России уже институционально стали исповедовать лево-консервативные идеи и принципы, что очень неплохо с учетом приоритета традиционных российских духовно-нравственных ценностей на государственном уровне. Кстати, за поддержку СВО российские социалисты уже формально (а по сути — незаконно) исключены из «Социалистического интернационала» — старейшего международного объединения левых партий.
Хочется добавить, что значительные левые политические традиции и достижения накоплены в государствах глобального большинства, начиная с БРИКС и заканчивая странами-членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Движения неприсоединения (которое, если кто забыл, еще существует и по-прежнему борется за свободу стран Глобального Юга). Здесь интересны не только коммунистический Китай или братская Белоруссия, но и политический процесс в Индии, Бразилии, Южной Африке, Египте и др. В этой части России есть чему поучиться с точки зрения продвижения левых политических ценностей и защиты интересов человека труда. Кстати, влияние России сильнее именно в тех странах Глобального Юга, где по факту реализуется левая политическая идеология.