- Я заметил, - говорит Хатылев, - что всегда, когда говорят про ПВО, о многом забывают. Вот сейчас говорят о зенитном ракетно-пушечном комплексе «Панцирь-С1». Это машина, на которой восьмитонная платформа с локатором, автоматическими пушками и пусковой установкой зенитных ракет. Есть инфракрасный локатор, обнаружитель, работающий в оптическом диапазоне, РЛС миллиметрового диапазона и разведывательная РЛС сантиметрового диапазона.
Сегодня «Панцири» есть только в составе ВКС. Главное их назначение — прикрытие больших зенитных комплексов — С-300, С-400. Если, к примеру, С-400 перезаряжается, то «Панцири» прикрытия могут вести вместо него воздушный бой на малых высотах и малой дальности. «Панцири» прикрывают колонны техники, потому что это практически единственный ЗРК, способный вести огонь на ходу. Доработанный «Панцирь» с увеличенным боезапасом уже переходит в разряд комплексов средней дальности.
То есть это, безусловно, мощное средство ПВО. Но есть один момент. Те, кто призывает ставить «Панцири» на защиту НПЗ (как правило, это не специалисты ПВО), почему-то не могут понять, что нужны не просто ЗРК, а система разведки, управления, связи... Сам по себе «Панцирь» может только стрелять.
Но ему-то нужно дать целеуказание, чтобы он включился в нужный момент, обнаружил цель на максимально для него возможной дальности, не «светил» без лишней надобности в эфир. То есть выполнил стрельбу строго за так называемое работное время. Это время от момента включения передатчика на антенну и до момента захвата цели на автоматическое сопровождение. На разных комплексах эта характеристика разная. Не буду ее раскрывать. Скажу только, что счет идет на секунды!
Если зенитный комплекс превысил это время — все, он засекается разведывательной станцией противника, и по нему готовится мгновенный удар. Либо постановка помех, либо полетит противорадиолокационная ракета. И тогда все, этот «Панцирь» закончился. Это не панацея.
- Какой выход?
- Повторяю: нужна система разведки, которая ведет круговой обзор воздушной обстановки. Второе, нужно оповещение о дальних воздушных целях, которые летят за 300-500 километров. Чтобы можно было подготовиться расчету, чтобы он знал: с такого-то направления, на такой-то высоте, с такой-то скоростью летит воздушная цель, которая может прилететь к прикрываемому объекту.
Дальше. Все это должно быть обеспечено закрытой связью: или это засекреченные каналы телеграфно-телефонной связи, или тропосферная связь, или широкополосные станции, космическая связь и т.д.
Следующий момент — непосредственно боевая работа. Во-первых, выстрелил, сделал залп — и сразу же переместился. И надо понимать — куда, то есть заранее должны быть готовы запасные позиции. Это делается не с кондачка, должны быть замысел, постановка задачи.
И вот это все входит в систему ПВО — управление, обнаружение, связь... Один «Панцирь» без такой системы мало что даст. Выстрелил — и все, на этом его жизнь закончилась. Это одиночное средство, которое может выполнить задачу, а может и не выполнить — ему либо помеху поставят, либо ракету запустят, либо диверсантов направят.