Вряд ли в существующих учебниках морской тактики рассматривался, например, бой корабля против 15-20 дронов, одновременно атакующих цель с разных направлений. Сегодня эта ситуация — обыденность. Укусы «москитного флота» ВСУ довольно болезненны. Йеменские хуситы также взяли на вооружение дроны, воюя с кораблями США.
Судя по многочисленным видео, наиболее эффективным средством отражения атак дронов остается корабельная мелкокалиберная артиллерия. Но и она не всесильна, особенно, если десятки целей атакуют ночью одиночный корабль с разных направлений. Что же делать?
- Надо вспомнить хорошо забытое старое, - считает испытатель вертолетов Николай Бездетнов. - Да, раньше не было дронов. Но были торпеды и были средства борьбы с торпедной опасностью. Это морские вертолеты Ка-27. Эти вертолеты способны отслеживать локаторами большую акваторию. Они имеют специальное гидроакустическое оборудование, используют специальные радиобуи, снимают с них информацию, обнаруживают надводные и подводные цели, уничтожают их самостоятельно или наводят на эти цели авиацию.
Справка «МК»
Советский корабельный противолодочный вертолёт Ка-27 (по кодификации НАТО Helix) совершил первый полет в 1973 году.
По словам испытателя, бортовой локатор вертолета Ка-27 способен обнаружить любой дрон. Вертолет может выполнять полеты ночью, лететь на малой высоте - ниже 50 метров, может зависать над нужной точкой.
- Но эти вертолеты уже не выпускаются...
- В том-то и дело, что надо восстановить их выпуск. Естественно, в обновленном виде. Они еще есть на флоте, но их, наверное, не так много осталось. Вертолеты собирали на заводе в Улан-Уде. Кстати, вопрос напрашивается: зачем прекратили выпуск? Кто принимал такое решение? Если нет возможности быстро возобновить производство, то, черт возьми, купите подобные вертолеты хоть у китайцев. Они необходимы флоту.
- А это не очень дорого, чтобы вертолеты вели постоянное патрулирование над морем? Это же ресурс, топливо...
- В том-то и дело, что Ка-27 этим отличается от других вертолетов. У него есть автоматический режим, когда он может долго, часами, висеть на определенной высоте. Причем в любых погодных условиях. И при этом работает, то есть ведет наблюдение. Снимает информацию с гидроакустических буев. Я лично участвовал в таких испытаниях. А с топливом чего считаться, когда стоит задача обнаружения и уничтожения дронов.
- Большую акваторию он может осматривать?
- В мое время подводную обстановку контролировал в радиусе семи километров. Но сейчас, думаю, есть аппаратура более чувствительная, и дальность обнаружения целей можно было бы увеличить. Все же зависит от тактики применения, от количества гидроакустических буев.
- Оружие против донов какое Ка-27 может использовать?
- На Ка-27 хорошие противокорабельные средства поражения, включая бомбы. Там очень все серьёзно. Я не могу обо всем говорить. Думаю, можно доработать оружие специально для борьбы с дронами, они помельче... Например, использовать против катеров-камикадзе авиационные пушки или крупнокалиберные пулеметы, установленные в специальном контейнере под вертолетом.
- Николай Павлович, а можно такие вертолеты заменить, например, теми же дронами вертолетного или самолетного типа? Пусть бы летали и искали эти катера-камикадзе.
- Дроны, в принципе, наверное, можно использовать для этих целей. Но, думаю, возможности вертолета типа Ка-27 гораздо больше.
Вообще, когда только появились первые массовые беспилотные летательные аппараты в 70-е годы, я уже тогда говорил, что дрон — это оружие против дикарей. Любой дрон управляется электроникой, на которую можно воздействовать соответствующими техническими средствами. Надо только приложить интеллект и найти нужные технические решения. То есть воздействовать на его электронные «мозги». Это же физика средней школы: наведенные паразитные токи в проводе, если его поместить в изменяемое магнитное поле. А изменяемое электромагнитные поле – это уже дело разработчиков, как его обеспечить.