Съезд депутатов всех уровней непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) собрался в Тирасполе 28 февраля, через 18 лет после предыдущего, на котором было принято решение о проведении референдума о вхождении в состав РФ. Вопреки ожиданиям недоброжелателей в Кишиневе и Киеве, никаких радикальных решений на нем принято не было. Хотя с трибуны звучали резкие заявления. Так, президент ПМР Вадим Красносельский обвинил власти Молдавии в геноциде приднестровцев. Москве напомнили, что Приднестровье проживают более 220 тысяч граждан России, которая к тому же участвует в миротворческой миссии на Днестре и является гарантом и посредником в переговорном процессе. Депутаты отметили, что Молдавия «фактически развязала экономическую войну» против Приднестровья и дошла до того, что блокирует поставки лекарств и медоборудования в республику. Кроме того, там принят закон о «сепаратизме», согласно которому каждый гражданин ПМР в любой момент может быть признан преступником.
Смысл принятых на съезде документов мы обсудили с его участником, заместителем председателя комитета по науке, культуре, образованию и средствам массовой информации парламента ПМР Андреем Сафоновым, который принимал участие в их написании.
- Андрей Михайлович, а какой именно помощи Приднестровье ожидает от России?
- Прежде всего Приднестровская Молдавская Республика ожидает от России политико-дипломатической помощи, которая выражалась бы в том, чтобы совместно, возможно, с какими-то международными структурами и другими странами, или в одиночку использовать всё своё влияние для того, чтобы пресечь тот нажим, который оказывается на Приднестровье. В первую очередь, в плане экономики. Кишинёв должен отказаться от введения всех пошлин и налогов, которые призваны удушить Приднестровье. Кроме того, Приднестровье, конечно, нуждается сейчас в финансово-экономической помощи, потому что уже в бюджете Приднестровья пробиты большие дыры. Счёт идёт на десятки миллионов долларов в год. И совершенно очевидно, что Кишинёв останавливаться на этом не намерен. Он далее думает ввести налог на добавленную стоимость в отношении приднестровских предприятий и, по сути, отменить все те преференции, которыми приднестровская экономика пользовалась раньше. Задача простая: сделать так, чтобы Приднестровье обанкротилось и приняло политический ультиматум о капитуляции. И, конечно, без помощи России Приднестровью не обойтись.
- Каким образом Россия может повлиять на Молдавию?
- Молдова зависит от Российской Федерации в плане экономики. Кроме того, и Россия, и Молдова являются членами переговорного формата 5+2. Конечно, использовать этот фактор тоже представляется важным и, наконец, Россия является страной-посредником и страной-гарантом на переговорах по регулированию молдавско-приднестровского конфликта. Думаю, что Кишинёв не будет полностью всё это игнорировать.
- Но, насколько я понимаю, уже все форматы давно разрушены и переговоры не идут.
- Да, переговоры не идут, но, тем не менее, ни Молдова, ни Украина официально не вышли из переговорного формата 5+2. Более того, в официальных документах подчёркивается членство данных стран в указанном формате.
- Они подчеркивают его?
- Да все это указано в документах, в частности, в концепции внешней политики Молдовы.
- Молдавия же везде кричит, что они даже готовы отказаться от российского газа или уже отказались. То есть рычагов влияния на самом деле очень мало у России.
- На самом деле, они отказывались от российского газа, и то частично, только в отношении самих себя, правого берега. Что касается Приднестровья, то Приднестровье по полной программе получает российский газ и никакой другой газ оно не закупает. И, наконец, Молдова в течение последних 1-2 месяцев начала закупать гораздо больше электроэнергии из Приднестровья, чем было раньше. Что же касается электроэнергии из Румынии, то наоборот, там тенденция обратная: закупки резко сокращены и являются сейчас почти незаметными.
- В Приднестровье ситуация сейчас близка к критической?
- Очень тревожная ситуация, она близка к тому, что можно назвать экономической катастрофой.
- В чём это выражается?
- В том, что несколько промышленных предприятий прекратили свою работу, некоторые другие работают не на полную мощность и, более того, наблюдается отток за пределы Приднестровья квалифицированных инженерных и рабочих кадров. А это всегда было то, что создавало Приднестровью репутацию высокоразвитой в промышленном отношении республики. Если же такая тенденция продолжится, то, конечно, общее качество подготовки и работы специалистов ПМР упадёт, а это означает ослабление экономики и, как следствие, ослабление всего государства.
- А какие предприятия прекратили работу?
- В частности, бендерский завод «Прибор», некоторые другие сократились до предела. В частности, завод «Электромаш» в городе Тирасполе, завод «Потенциал», он находится в крайне тяжёлом положении. Наконец, надо учитывать и то, что всё это приводит к тому, что в Приднестровье меньше стали завозить и продовольствия, и товаров широкого потребления. А это прямо сказывается уже и на уровне жизни, потому что то, что осталось, производится своими ли силами или ввозится из-за рубежа, конечно, сильно подросло в цене.