Кулеба напомнил о прошлых победах — что с 23 февраля этого года в официальных немецких текстах и в прессе Киев уже будет писаться в переводе уже не с русского названия, а с украинского. То есть не Kiew, а Kyjiw. Хотя забыл упомянуть, что все же пока наиболее употребительным является Kiew, а немецкие словари считают оба написания правильными. Но ведь не все сразу. Надо по капле выдавливать из себя раба. Сначала из Киева, теперь из Одессы.
Я вот с изумлением узнал, что английская энциклопедия Britannica убрала одну «с» из Одессы еще 17 марта 2022-го. Хотя чего тут удивляться. Намного более удивительно, почему вообще в украинском языке Одесса пишется с одной «с». Известно, что в 1795 году Екатерина II переименовала поселение Хаджибей по названию древнегреческой колонии Одессос, существовавшей на этом месте. Сами одесситы выговаривают двойную «с» в названии своего города очень отчетливо. Гораздо более отчетливо, чем русские, например. Мои личные разыскания причин потери одной «с» в названии остались безуспешными. Я даже посмотрел, сколько «с» в украинском переводе слова «одиссея». Нет, там «с» остается двойным. А в Одессе таинственно пропадает. Есть, правда, еще одно географическое название, теряющее одну «с» при переводе на украинский. Это Россия. Неужели это подчиняющиеся одному правилу случаи? Хотелось бы понять логику словотворчества.
Но есть ли вообще логика в «борьбе за освобождение человечества», точнее, его украинской части? Вот местные власти разрушили в Одессе памятник основательнице города Екатерине II в декабре 2022 года. Разрушили вторично. Впервые это сделали большевики в 1920-м. Потом сами же украинские власти восстановили его в 2007-м и теперь снова разрушили.
А вот Дерибасовскую улицу переименовывать не стали. Хотя их духовные наставники большевики делали это. Но хитрые укропы понимают, что куплеты «как на Дерибасовской, угол с Ришельевской» уже не перерифмуешь. А как там называли улицу при «совке», уже и сейчас никто не вспомнит. Они решили ограничиться упоминанием, что названа она в честь первого градоначальника, испанского дворянина де Рибаса. Что, конечно же, так, да не так. Ведь убеждал Екатерину II в необходимости постройки Одессы уже русский контр-адмирал Осип Михайлович Дерибас, который уже 17 лет находился на службе Российской империи. И остался ей верен до смерти (он похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге).
Вот такую нелегкую борьбу ведут украинские власти. Хотя в их тылу, среди простого населения уже совсем другие настроения. Экс-помощник президента Украины Алексей Арестович (внесен в список экстремистов и террористов в РФ) 21 февраля опубликовал вызвавший большую дискуссию пост, что с пещерным антирусизмом пора завязывать. «Недостаток боеприпасов на фронте — это в том числе вина тех, кто кричит, что «россияне — не люди», «свинособаки», «смерть русне» и так далее. Когда это видят члены академического сообщества на Западе (а они видят), то приходят к выводу, что эта война является чем угодно, но это точно не «сражение воинов света со злом». Западные политики повторяют те же тезисы: «это больше похоже на войну одного зла с другим злом», «одни варвары воюют с другими». А еще Арестович обвинил «щирых» еще в одном преступлении: «Вы несете в том числе ответственность за то, что россияне идут в военкоматы без всякой общей мобилизации и пополняют ряды армии противника. Вы их мотивируете своими высказываниями и действиями».
Конечно, господин экс-советник намного опережает развитие украинской общественной мысли. Опережает настолько, что последний год вынужден жить не на родине. Но с его высказываниями очень трудно спорить.
Как и с тем, что памятник Екатерине II в Одессе рано или поздно будет восстановлен. Во второй раз.