«Научились воевать на качественно новом уровне»: эксперты подвели итоги двух лет СВО

«Бережём жизни, не на словах, а в реальности»

Два года назад, 24 февраля 2022 года, Россия начала специальную военную операцию. Эти 24 месяца вместили в себя множество событий. Освобождение Мариуполя и сражение за Бахмут-Артемовск, успешное отражение большого украинского контрнаступления летом 2023 года и зимний Авдеевский прорыв 2024 года... Были, к сожалению, и горькие потери. В чем же главные уроки двух лет СВО? Как дальше будет развиваться наша спецоперация? На эти вопросы «МК» попросил ответить ведущих военных экспертов.

«Бережём жизни, не на словах, а в реальности»

Бывший офицер спецназа, полковник в отставке Анатолий Матвийчук:

- За эти два года глубоко переформатирована наша армия на основе опыта боевых действий, началось мощное развитие оборонно-промышленного комплекса в интересах СВО. Самое главное - военно-политическим руководством страны дана четкая установка: армия должна быть способна разгромить противника в случае посягательства на суверенитет государства и она должна обладать для этого необходимым умением и оружием.

Я полагаю, что мы осознали серьезные изменения обстановки на поле боя. Основной фактор победы еще больше сместился в сторону беспилотных летательных аппаратов. С учетом этих изменений командование Вооруженных сил выдали технические задания промышленности на производство новых типов вооружения.

Один из промежуточных результатов СВО - освобождение ряда регионов. Мы продолжаем наши действия, направленные на уничтожение нацизма, как формы дискредитации одного народа другим.

Не исключаю, что до наступления теплой погоды, будет проведено еще несколько наших наступательных операций. Мы должны выйти на административные границы Донецкой и Луганской народных республик, вернуть территории Херсонской и Запорожской областей. И, по всей видимости, мы будем готовиться к весенне-летнему наступлению на Одессу, Днепропетровск Николаев, которые должны будут в конечном счете вернуться в состав своей исторической Родины - России.

Глава Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич:

- Вторая годовщина СВО очень удачно совпала с очень важным для нас событием - освобождением Авдеевки. Почему это важно? Потому что самый сложный, забетонированный, оснащённый укрепрайон, который Украина строила десять лет, был, наконец, взят. Вернуть его в начале 2022 года не получилось. Понадобилось время, чтобы научиться соответствовать боевым действиям невиданной до сих пор интенсивности. Ни одна армия мира не имела такого опыта.

За два года произошло качественное перерождение наших вооружённых сил, тыла, оборонно-промышленного комплекса и сознания гражданского общества. За два года мы смогли построить самую боеспособную армию в мире. Наши штурмовики, артиллеристы - сейчас лучшие в своем деле. Никто сейчас с нами на равных воевать не готов.  Но и без такого ключевого элемента, как тыл не обойтись. Даже самые опытные штурмовики становятся небоеспособными без тылового обеспечения.

Еще один итог двух лет СВО — это понимание того, что НАТО не такой уж и крутой военный блок, как изначально казалось. Оказалось, что наше советское военно-промышленное наследие, которое мы всегда считали ненужным, избыточным, сегодня очень к месту. Законсервированные советские патронные склады и заводы по производству снарядов, которые мы сейчас расконсервировали и запустили, - просто подарок из прошлого от наших предков, которые продолжают нас поддерживать.

Советская техника, которую некоторые считали не такой красивой и импозантной, как западная, оказалась очень надёжной, ремонтопригодной и самой эффективной на поле боя.

Русский солдат, которого кое-кто считал избалованным благами цивилизации и неспособным воевать, окапываться, переносить тяготы полевой жизни, как делали наши предки,  не просто повторил все, но сделал ещё лучше. Мы научились закапываться в землю, создавать в чистом поле подземные города с разветвлённой инфраструктурой, которую не видно на поверхности. Попавшие в эти укрытия в первый раз люди не понимают, что они находятся под землёй, настолько там качественно все сделано, освещено и оборудовано... 

Высокие технологии, которые Запад нам не давал, оказались нам доступны, а по многим направлениям мы превзошли всех в мире. Я имею в виду гиперзвуковое оружие, новые двигатели на ядерном топливе, системы ПВО и так далее.

Словом, за два года разрушено огромное количество мифов о том, что мы чего-то не можем. Выяснилось, что мы просто не знали своих скрытых резервов. На поле боя обнаружилось несоответствие между крутой рекламной картинкой и истинными качествами западного оружия и техники. Для коллективного Запада сейчас огромный шок от осознания того, что, навалившись на нас, 50 стран не в состоянии выйти даже в паритет с нами по поставкам вооружений, не говоря о том, чтобы выставить против нас войска.

Переломным моментом в боевых действиях, считаю, стало бегство наиболее боеспособной 3-й отдельной штурмовой бригады ВСУ из укреплённого авдеевского комбината «Коксохим». Они бежали с обезумевшими глазами, бросив раненых, снаряжение, технику, а наши штурмовики  хладнокровно шли вперёд и брали мощные опорные пункты.

Это говорит о том, что мы научились воевать на качественно новом уровне с учётом современных технологий и тенденций. Это и использование планирующих бомб, и «огневой конвейер» в виде различных средств поражения. Мы, наконец, преодолели один из самых сложных для нас моментов, связанных с горизонтальным взаимодействием между подразделениями. Сейчас информация от разведчиков доходит до руководства практически в режиме онлайн. Заработал так называемый  военный интернет. Мы смогли преодолеть все трудности, и в будущем будем только наращивать свои усилия.

Военный аналитик, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков:

- Начать с того, что за эти два года мы окончательно расстались с иллюзиями относительно Запада. «Очарование Западом», характерное для 90-х годов, осталось в прошлом, и, надеюсь, западной ориентации у нас уже больше не будет. Мы осознали себя как цивилизация, как страна, у которой есть собственный путь развития, которому препятствуют так называемые «партнёры» со стороны Запада.

Теперь понятно, что нас бы никогда не пустили «в дружную семью европейских народов». Мы бы там всегда были «вторым сортом» и изгоями. Исходя из этого, весь этот конфликт смотрится совершенно под иным углом.

Еще один итог СВО: мы увидели, как братский нам народ могут превратить в чуждый и враждебный нам элемент, мечтающий разрушить наше государство и нанести вред нашим гражданам.

Запад приложил титанические усилия для того, чтобы Украина выиграла эту войну и нанесла нам стратегическое поражение. Но эти надежды не оправдались. Европейская экономика топчется на месте или стагнирует. Да, у них есть пока средства, они могут закидать Украину железками, вооружениями, но они не могут дать Украине главного - новую армию. Они не могут вернуть жизни сотням тысяч украинцев, которые положили свои головы за интересы Запада.

Несмотря на испытания, мы развиваем свою экономику, крепим наш суверенитет, продвигаем наши технологии. Мы выбрали свой собственный путь развития. И мы видим достижения, которые появились у нас за два года.

Да, мы не торопимся, не стремимся ускорить операцию любой ценой, бережем жизни наших солдат и офицеров. Мы идём планомерно, разрушая силу противника и его спонсоров. Мы бережём жизни, не на словах, а в реальности.

Иллюзий больше нет. Сорваны все маски, и мы теперь видим людоедский оскал, глаза, полные ненависти и желания разорвать нас. Запад пытается удержать в руках свою гегемонию любой ценой. Понятное дело, что Украина даже при всей гигантской военной помощи ни одной поставленной задачи решить не сможет. Агония её продлится некоторое время, но она потеряет все свои территории. И граница безопасности для России, то есть та граница, из-за которой к нам не будут прилетать дроны, снаряды или крылатые ракеты, пройдёт по границе стран НАТО. При этом мы не пойдём на поводу тех, кто желает, чтобы мы воевали с НАТО.

Россия из этого конфликта, выйдет более сильной державой, чем когда она начинала СВО, когда мы верили, что у нас есть западные партнёры, когда мы верили, что эти западные партнёры соблюдают Минские соглашения и что они не допустят войны на Украине. Больше таких иллюзий нет.

Если мы и будем договариваться с Западом, то после окончания специальной военной операции и выполнения двух главных задач — демилитаризации и денацификации Украины. И договариваться мы будем прежде всего на условиях России.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29222 от 22 февраля 2024

Заголовок в газете: Два года СВО: уроки и перспективы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру