Ключевая проблема предвыборной кампании Владимира Путина 2024 года (да, у этой кампании есть все-таки проблемы — но только чисто технические) состоит в следующем: как вести предвыборную кампанию, не ведя при этом предвыборной кампании? Признаю, предыдущее предложение — это «масло масляное» в кубе. Но за этим «кубом» скрывается достаточно непростая политическая задача. Выборы главы государства проходят в этом году в России на фоне СВО. В этих условиях президент - это не просто президент, а в первую очередь Верховный Главнокомандующий. А Верховному Главнокомандующему не пристало опускаться до мелких политических баталий, споров и дискуссий с теми кандидатами в президенты, которые проходят по разряду «также участвовали в выборах».
Да, до подобных споров и дискуссий Путин не снисходил и в ходе предыдущих выборов — в этом просто не было никакой реальной политической необходимости. Но в этом году задача отделения президента и главного кандидата в президенты от обычных форм наглядной предвыборной агитации и прочих «кандидатов в президенты» стала для Кремля еще более важной и насущной. Как гласит знаменитая цитата Дмитрия Пескова: «Путин, безусловно, является политиком, государственным деятелем номер один у нас в стране. И мое личное мнение - хотя я вряд ли имею право его говорить - но нарушая правила, могу сказать, что у него конкурентов в настоящий момент нет и не может быть в Российской Федерации».
Но даже «государственный деятель номер один», у которого «нет и не может быть конкурентов», не может просто так «сидеть на пьедестале» и ничего не делать в рамках предвыборной кампании. Даже Путину (впрочем, почему даже? Особенно Путину, в первую очередь Путину) крайне важно мобилизовать своих избирателей, убедить их в том, что в середине марта им необходимо обязательно посетить избирательные участки или — в духе современных технологических веяний — исполнить свой гражданский долг, сидя за компьютером. Формат оглашения президентского послания Федеральному собранию идеально подходит для совмещенного выполнения обеих задач, стоящих перед Кремлем.
Это не «предвыборная агитация и пропаганда». Действующий президент никого не агитирует, не пытается убедить в своей правоте. Действующий президент рассказывает стране о том, как она будет жить дальше, о том, что ее ждет. А ждет ее — помяните мои слова 29 февраля — нечто крайне воодушевляющее. И речь идет не о «воодушевлении» на уровне риторики. Речь, я убежден, будет идти о воодушевлении от конкретных, осязаемых инициатив, которые самым непосредственным образом повлияют на жизнь большинства граждан РФ. Не берусь даже гадать о том, в чем именно эти инициативы будут заключаться. Но они точно будут.
Предвыборную кампанию иногда принято именовать еще и «предвыборным забегом». А забегов есть свои правила и «секреты успеха». Вот один из них — от знаменитого новозеландского ученого и атлета Джона Синклера: «Если вы бежите слишком быстро в начале забега, то вы почти всегда поплатитесь за это позже». Путину и его команде в сфере внутренней политики не надо ничего дополнительно рассказывать о важности эффективного, убедительного и зрелищного финиша забега. Все, что нужно об этом знать, они и без того знают сами. Вам все-таки хотелось бы доказательств? Вы их обязательно получите в период с последнего дня этого февраля по середину этого марта.