Согласно абз. 2 ч.1 ст. 1175 ГК РФ «Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества», что означает законность предъявления требований наследникам со стороны кредиторов наследодателя.
На практике получается, что наследники, вне зависимости от возраста и социального статуса, вступая в права наследства, вместе с имуществом наследуют и долги. Поэтому депутаты фракции ЛДПР выделили отдельную категорию граждан, а именно несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей, которые наследуют единственное жилье. В этом случае они освобождаются от необходимости нести ответственность за любые долги и иные обременения. Даже если квартира была куплена в ипотеку, которая не выплачена, наследник будучи ребенком-сиротой, наследуя это единственное жилье, не будет отвечать по долгам за это имущество.
ФЗ о внесении изменения в статью 1175 части третьей ГК РФ выражен одной поправкой. «Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323), за исключением несовершеннолетних детей, ставших сиротами после смерти наследодателя, в части наследования ими имущества, являющегося единственным жилым помещением».
– Многие россияне принимая наследство, заранее не знают об ответственности по долгам наследодателя. Удовлетворив требования кредиторов, несовершеннолетний наследник в статусе «сирота», фактически остается без имущества, в том числе и единственного жилья, – комментирует «МК» свою инициативу председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов. – Закон написан ради того, чтобы защитить данную категорию граждан и обеспечить полноценное соблюдение конституционных прав граждан Российской Федерации. При установлении факта, что наследник ребенок-сирота, и наследуемое имущество является единственным жильем, в отношении него действует исключительная норма права.
У нас уже есть прецедент. В случае наступления смерти мобилизованных граждан все их ипотечные кредиты и иные обязательства аннулируются, путем прекращения договора. Их наследники не несут никакой солидарной ответственности за обязательства, которые были взяты участником СВО в прошлом. Но в данном случае речь о защите прав детей-сирот, которая актуальна в год семьи и абсолютно вписывается в общую концепцию государственной семейной политики.
– На кого в таком случае будут перекладываться финансовые обязательства по выплате кредитов?
– На банки, страховые компании, микрофинансовые организации и частные лица. Любая солидарная ответственность, которая может возникать в соответствии с гражданским законодательством, исключает случаи, когда речь идет про наследуемое имущество, в качестве единственного жилья, которое приобретено в кредит. Если ребенок-сирота остался жить в квартире, то наследство ему переходит вне зависимости от какого-либо кредитного обязательства у родителей этого ребенка.
Инициаторы законопроекта отметили, что готовили поправку вместе с экспертами социального комитета Госдумы, у которых есть практика в правозащитной деятельности и по вопросам, связанным с налоговым и наследственным правом.
“Законопроектом предлагается внести изменение в статью 1175 Кодекса, согласно которому несовершеннолетние дети, ставшие сиротами после смерти наследодателя, не отвечают по долгам наследодателя, но только в части наследования ими имущества, являющегося единственным жилым помещением», – следует из пояснительной записки к законопроекту.