Как раз накануне демарша Порошенко стало известно о завершении досудебного расследования по т.н. «угольному делу», фигурантом которого является экс-президент. После ознакомления с материалами стороной защиты Госбюро расследований (ГБР) должно направить обвинительный акт в отношении Порошенко в суд. После этого он становится обвиняемым по этому уголовному делу. Несколько Telegram-каналов, которые связывают с офисом Зеленского, сообщили, что Порошенко скоро отправится в тюрьму.
Остается открытым и вопрос Залужного. В начале недели Зеленский признался, что намерен произвести зачистку части военного и политического руководства страны. В то же время газета «Украинская правда» вчера сообщила, что руководство СБУ предупредило сотрудников об угрозе массовых беспорядков в случае отставки Залужного. Действующие командиры бригад и батальонов ВСУ получили распоряжение руководства следить за поведением личного состава.
О том, что происходит в Киеве, мы поговорили с политологом Ростиславом Ищенко.
- Порошенко фактически пошел ва-банк. Он так осмелел потому, что угроза посадки стала реальной?
- Когда Порошенко еще находился за границей, ему был послан четкий сигнал. Украинские СМИ тогда написали, что Петр Алексеевич, наверное, не вернётся, потому что иначе его посадят. Но я тогда предположил, что он вернётся, потому что это человек, противоестественно ангажированный борьбой за президентское кресло. Он хочет в нем умереть. Для него это идея фикс. Он уверен, что может его получить во второй раз, потому что то, что произошло в 2019 году, досадная случайность. Поэтому Порошенко вернулся и выступил в Раде.
- На чем основаны его расчеты на возвращение в кресло президента?
- На протяжении всего этого года, пока тянулась история с Залужным (его «снимают» уже 12-й месяц), я говорил, что Порошенко раздувает конфликт между Зеленским и Залужным, чтобы получить у американцев карт-бланш на смену Зеленского. Он понимает, что Залужный не может быть руководителем страны. Если Зеленского нет, то кто? Да вот – Петр Алексеевич. Его идея состояла в том, чтобы под давлением американцев организовать выборы и переизбрать Зеленского. Но американцы просто умыли руки и сказали: делайте, что хотите. Порошенко теперь это использует и говорит своим потенциальным подельникам: американцы сказали, что Зеленского свергать можно. Поэтому давайте мы его просто свергнем, а США все это проштампуют. Хотя это еще не факт. Потому что одно дело – это легитимные выборы, а другое – госпереворот. Но Порошенко пытается выжать из ситуации все возможное.
- Но ведь Зеленский его может просто посадить. Не зря ведь завершили расследование по его делу.
- Вопрос будет состоять в том, чьи приказы и насколько усердно будут выполнять силовые структуры. Развитие этих событий не поддается прогнозу. Понятно, что дело идет к столкновению. А в каком формате будет это столкновение? Это зависит от многого. От того, насколько подконтрольно Зеленскому СБУ. Оно вроде бы подконтрольно, им руководят люди Зеленского. Но, с другой стороны, они все понимают, что государство доживает последние дни, и завтра они будут не перед Зеленским отчитываться, а где-нибудь на Западе просить политического убежища. Они думают, как на их действия отреагируют на Западе. Может быть, лучше в отпуск уйти, на дачу уехать, трубку не снимать? Или отдать приказ так, чтобы подчиненные его не выполнили, а потом развести руками - я приказ отдал, а они не хотят, ничего не могу поделать? Порошенко свою позицию обозначил: Зеленского надо убирать. Зеленский тоже свою позицию обозначил: он никуда не уйдет. Дальше вопрос в том, какие силы они смогут мобилизовать в свою поддержку. Формально у Зеленского позиции идеальные. В условиях военного положения он может снимать, арестовывать кого угодно. Но приказы выполняют люди.
- А Порошенко хочет устроить именно силовой переворот?
- Не знаю. Зачастую бывает так, что к главе государства приходят и говорят: дорогой, кроме тех 4 человек, которые сидят у тебя в приемной – референтов и секретарей – тебя в стране никто уже не поддерживает. Это уже не твоя страна. Поэтому собирай вещи и уходи по-хорошему. И тогда никаких военных не надо. Если власть провисает и чувствует, что ее приказы уже никто не выполняет, что в мэрии трубку не снимают, губернаторы не подчиняются, то иногда приходится просто брать чемоданчик и уходить. Если власть в условиях, когда она потеряла контроль над страной, пытается его восстановить силовым путем, то она может нарваться на ответные силовые действия. Сейчас никто не знает, как будут разворачиваться события. Зеленский может считать, что такие-то чиновники, силовики его поддерживают. Но у каждого из них в подчинении вертикаль людей. И когда приказ спускается по этой вертикали, он на любом уровне может быть не выполнен. Так было, когда Янукович в феврале 2014-го пытался стянуть в Киев ВДВ, чтобы напугать Майдан, а они не доехали. Они сказали: нам пути заблокировали. Потом появились видео: эшелон с батальоном десантников блокировали 10 человек. Захотели бы проехать – проехали бы. Но они развернулись и вернулись в места дислокации. Вот так это происходит. Ты отдаешь приказ – а он не выполняется «по объективным причинам». Так было, когда в свое время Ющенко отдал приказ двигаться на Киев частям внутренних войск. Командующий отдал войскам приказ, войска вышли из казарм, дошли до первого перекрестка, а там пост ГАИ, два милиционера. Они говорят: дальше ехать запрещено. Войска развернулись и ушли в казармы: нас ГАИ не пускает. Зеленский, конечно, попытается посадить Порошенко. Он будет звонить прокурору, в СБУ. А дальше вопрос, что будут делать конкретные исполнители. Будут они его арестовывать или приедут, постоят у его дома и скажут: а нас охрана не пустила, он нам дверь не открыл. Или они его привезут в суд, а суд скажет: а зачем вы его сюда притащили? Вы нарушили то-то и то-то. Отпускайте. А может быть, его закроют и он окажется в тюрьме. Сейчас ситуация качелей. По мере ее развития станет ясно, кто имеет больше шансов.
- За раскруткой Залужного на Западе стоит Порошенко?
- Залужного раскручивали украинские СМИ, а за ними это подхватывала западная пресса. Да, за этим стоял Порошенко. Это был элемент стравливания Залужного с Зеленским, во-первых. А во-вторых, так на Западе формировалось мнение (справедливое), что Зеленский – никчемный человечишко, который решает только свои проблемы. Это была работа Порошенко, но на Западе ему не мешали.