Названы серьезные последствия запрета Россией эквадорских бананов и гвоздик

«Это семейный бизнес президента Нобоа»

Дипломатические трения между Эквадором и Россией, по-видимому, усилились в минувшие выходные после того, как Москва решила частично запретить импорт бананов из латиноамериканской страны. Также под запрет попали эквадорские гвоздики. Ограничения были введены вскоре после того, как южноамериканское государство решило передать Соединенным Штатам часть своей старой военной техники советского производства в обмен на новое военное снаряжение стоимостью 200 миллионов долларов. США же, со своей стороны, решили полученные от эквадорцев вооружения передать Киеву.

«Это семейный бизнес президента Нобоа»
Фото: unsplash.com

В субботу Россельхознадзор объявил о запрете импорта пяти эквадорских банановых компаний, утверждая, что в предыдущих их поставках фруктов была обнаружена опасная муха, несущая угрозу заражения широкого спектра продуктов и являющаяся известным переносчиком ряда заболеваний.

Эквадор является ведущим мировым экспортером бананов, объем продаж которого в 2022 году составлял около 3,5 миллиарда долларов – что составляет примерно десятую часть всего эквадорского экспорта за тот год

Примерно пятая часть его ежегодных продаж приходится на Россию, отмечает Associated Press. Как сообщается, на эквадорские бананы приходится 96% всего импорта бананов в РФ.

Решение Москвы запретить импорт некоторых видов бананов было принято после того, как президент Даниэль Нобоа объявил в январе, что Эквадор передаст Соединенным Штатам несколько тонн старой военной техники российского производства. В свое оправдание президент Нобоа утверждал, что это оборудование больше непригодно для использования, и описал его как “металлолом”, который будет заменен новой техникой, необходимой для борьбы с бандами наркоторговцев, терроризирующими страну.

Напомним, что в январе – после того, как криминальный авторитет, известный как "Фито", совершил побег из тюрьмы, за которым последовали беспорядки в нескольких пенитенциарных учреждениях – Эквадор стал настоящим полем битвы войны между преступными группировками и правительством. Ситуация обострилась настолько, что президент Нобоа не только объявил чрезвычайное положение и ввел комендантский час, но и вынужден был издать указ, объявляющий почти две дюжины банд террористическими группировками, и уполномочивший эквадорских военных “нейтрализовать” преступные группировки “в рамках международного гуманитарного права”. И кстати, в комментарии российского МИД по случаю этих драматических событий говорилось: «Выражаем солидарность с правительством и народом Эквадора, которые столкнулись с резкой активизацией деятельности криминальных структур, направленной на дестабилизацию внутриполитической обстановки».

Теперь же в российском дипломатическом ведомстве раскритиковали решение официального Кито, заявив, что оно нарушает контракт, в котором оговаривалось, что Эквадор не может продавать оборудование третьим лицам без согласия России.

Бывший замминистра иностранных дел Эквадора Карлос Эстареллас, комментируя введенный Россией запрет на импорт некоторых видов бананов, считает, что это может быть ответом на решение отправить старую военную технику в США: «Хотелось бы надеяться, что этот тупик может быть разрешен путем дипломатических переговоров».

Ричард Салазар, директор одной из главных ассоциаций экспортеров бананов Эквадора, сказал, что он был “удивлен” “радикальным” решением России, хотя и добавил, что по меньшей мере 15 компаний продолжают экспортировать бананы в Россию. «Это очень важный рынок для нас, – признал он, – и рынок, который было бы трудно заменить».

Помимо частичного запрета на ввоз бананов, Россельхознадзор также ввел запрет на ввоз эквадорских гвоздик, ввозимых в Россию через Европейский союз. Этот запрет вступает в силу с 9 февраля в ответ на обнаружение в цветах вредителя, способного привести к полной потере урожая.

Цветочный бизнес Эквадора также плотно завязан на России – при этом специализирующейся на выращивании цветов индустрии латиноамериканской страны в последние годы приходится трудно – сказываются и последствия пандемии, и конфликт на Украине, и внутренние неурядицы (от бунтов коренного населения до криминальных войн).

Только на розах Эквадор заработал в 2021 году 927 миллионов долларов. В 2020 году цветочная индустрия Эквадора зафиксировала объем продаж в размере 827 миллионов долларов — меньший спад, чем ожидалось с 2019 года, когда продажи составляли 880 миллионов долларов.

Благодаря сотням компаний, выращивающих 450 сортов роз, Эквадор является третьим по величине экспортером цветов в мире после Нидерландов и Колумбии.

Но по данным на июль 2022 года правительство оценило стоимость прокатившихся по Эквадору бунтов примерно в 1 миллиард долларов — примерно две трети из них пришлось на частный сектор, включая цветочную индустрию.

Россия была второй по величине страной-заказчиком цветов для Эквадора в 2021 году, уступив Соединенным Штатам. По словам представителей отрасли, с начала украинского конфликта доля России на эквадорском цветочном рынке упала с 20 до 10 процентов.

– Речь идет о письме, направленном российскими санитарными властями, с просьбой, чтобы эквадорские власти не выдавали экспортные сертификаты четырем конкретным фирмам. Их на самом деле больше, чем четыре, это не весь экспорт. На мой взгляд, это намек на возможные последствия, – комментирует «МК» директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец. – Для Эквадора экспорт бананов – одна из ведущих статей доходов, в том числе для семьи президента Даниэля Нобоа. Это их семейный бизнес. Что касается гвоздик, это тоже достаточно важный для Эквадора момент. Не такой, как бананы, но в принципе республика много на этом зарабатывает.

Другое дело, что конкретно экспорт бананов в Россию уже пострадал, начиная с 2022 года из-за нарушения логистических цепочек. Он осуществлялся в основном через Голландию (как, кстати, и цветы), а потом уже по Балтике продукция доставлялась в Санкт-Петербург, поэтому здесь бананы дешевле, чем в Москве. А из Петербурга они дальше распространялись по стране.

Речь, на мой взгляд, не идет о полном запрете. Скорее, это обмен сигналами: вы продаете технику, которую продавать нельзя, но вы тоже можете оказаться под ударом. Повторюсь, это не только вопрос Эквадора, но и вопрос личного бизнеса семьи президента Нобоа. Я не думаю, что это приведет к изменению планов властей Эквадора по продаже купленной в свое время в Советском Союзе военной техники, но это может быть сигналом: не надо заходить дальше определенной линии, это может плохо кончиться. Пока это зондаж почвы.

– То есть, с одной стороны, это экономический шаг, но также и политический сигнал?

– Думаю, есть у этого политический подтекст. Полгода назад я бы сказал, что его нет, но в такие совпадения я не верю. Мы знаем, что раньше были примеры приостановки после политических разногласий поставок молдавской алкогольной продукции, грузинской продукции… В данном случае не случайно во фруктах нашли мух. Они там действительно могут быть, но их обнаружение удивительно совпало с моментом, когда возникли споры. Пока не тотальный запрет, но предложение поторговаться.

– Может ли это с политической точки зрения повлиять на отношения между странами и как?

– В лучшую сторону отношения точно не изменятся. Задача – удержать их хотя бы на имеющемся уровне. Это, ведь, чревато не столько ухудшением отношений с Эквадором, сколько это будет сигналом для других латиноамериканских стран. Россия старается избежать ситуации, при которой те или иные латиноамериканские государства окажутся в списке недружественных. В отличие от европейских ни одна латиноамериканская страна туда не попала. Если это вдруг начнется, то процесс может стать неконтролируемым. Думаю, российские власти это прекрасно понимают и пробуют найти формулу сосуществования.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29210 от 6 февраля 2024

Заголовок в газете: Бананы — это еще цветочки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру