Я познакомился с Вячеславом Володиным в далеком 2000 году, когда он был одним из заместителей тогдашнего руководителя думской фракции «Отечество- Вся Россия» Евгения Примакова. Возглавляемая Евгением Максимовичем фракция была в тот момент не то, что совсем оппозиционной, но и точно не совсем провластной. И в силу то ли этих, то ли других причин Володин работал не из отдельного кабинета, а делил офис с другим тогдашним заместителем Примакова — нынешним вице-спикером Совета Федерации Константином Косачевым. Располагалось это помещение через приемную от кабинета руководителя фракции. И, когда я приходил на разговор к Евгению Максимовичу, меня иногда просили ожидать аудиенции именно там. Во время одного из таких ожиданий я и вступил в разговор с Вячеславом Викторовичем. Что именно мы обсуждали, я за давностью лет, естественно, не помню. Помню лишь свое общее впечатление: Володин — весельчак, балагур и вообще обаятельная личность.
Чуть позже передо мной открылась еще одна грань характера Вячеслава Володина. Евгений Примаков откровенно тяготился работой в парламенте и при первой же возможности перешел на должность президента Торгово-промышленной палаты. В качестве своего преемника он рекомендовал Путину именно Володина. Через некоторое время после этого события Володин в ходе разговора «не для печати» взялся рассказать мне, что на самом деле происходит в провластном секторе российской политики. И снова в моей памяти осталось лишь общее впечатление: этот человек знает и понимает все. Он понимает логику аппаратной борьбы, понимает широкий политический контекст, понимает мотивацию и психологию основных игроков.
И хотя профессиональная деятельность Володина началась с 1986 году с работы преподавателем института, знания и навыки Володина носят не теоретический, а самый что ни на есть практический и прикладной характер. Поменяв в ходе первого десятилетия путинского правления несколько важных должностей Вячеслав Володин в декабре 2011 года был назначен на ключевой российской государственной иерархии пост первого заместителя руководителя администрации президента РФ по внутренней политике. Это назначение пришлось на время, когда российская власть находилась в очень нетипичном для нее состоянии — состоянии некоторой растерянность.
Построенная предшественником Володина Владиславом Сурковым внутриполитическая система казалась крепкой, даже непоколебимой. Но после думских выборов 2011 года в российской политике внезапно наступила «болотная эра». Столкнувшись с феноменом массовых протестов, Сурков не нашел более удачного варианта кроме как назвать протестующих «лучшими людьми России» и попросить перевести себя на другую работу. Разгребать проблемы в его прежней сфере деятельности пришлось Володину. И началось это разгребание с элегантного политического маневра. Одной из самых непопулярных новаций предыдущего периода был отказ от прямых выборов губернаторов населением и отказ от выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным округам. Володин ( или, вернее, Путин по предложению Володина) вернул и то, и другое. Но сделано это было таким образом, что степень управляемости российских политических процессов со стороны Кремля не только не уменьшилась, но даже возросла. В этом весь Володин. Он умеет мыслить стратегически и понимает важность тактических маневров и тактических уступок — с прицелом на то, чтобы с лихвой отыграть эти уступки через несколько политических ходов.
Переход Володина в 2016 году на должность председателя Государственной Думы был воспринят элитой как формальное повышение и реальное понижение. Россия — страна, в которой реальная политика делается не на Охотном ряду, а в Кремле и на Старой площади. Но, как ясно сейчас, это переход был одной из составляющих задуманной Путиным крайне важной политической многоходовки. Вновь превратившись из аппаратчика в публичного политика, Володин начал периодически выступать с инициативами о необходимости радикальной перезагрузки российской политической системы. Элита недоумевала, но понимала, что делаются эти заявления не просто так, а в рамках реализации некоего очень важного плана. Но вот какого именно — стало ясно лишь в начале 2020 года, когда в России официально стартовал процесс ревизии Конституции, обернувшийся в том числе предоставлением Путину права баллотироваться в президенты на новый срок.
Серьезно изменилась при Володине и работа самой Государственной Думы. Спикер — ярко выраженный трудоголик. Не знаю, как сейчас, и но раньше он физически не мог, находясь в отпуске, посвящать себя только отдыху. Уже спустя несколько дней он начинал сначала периодически, а затем все более активно звонить своим подчиненным. После возвращения Вячеслава Викторовича на Охотный ряд для депутатов закончился период вольницы, когда они, могли, например, с легкостью пропускать заседания Думы. Теперь здесь установлен режим жесткой дисциплины. Однозначно ли это хорошо? Надеюсь, у меня еще будет возможность поспорить с Володиным по этому поводу, а также по поводу некоторых других его внутриполитических и внешнеполитических инициатив. Ну а пока ограничусь своим поздравлением имениннику. С юбилеем вас, Вячеслав Викторович!
P.S. 4 февраля президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Председателя Госдумы Вячеслава Володина орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.