Как Иран стал исламской республикой: что произошло 45 лет назад

Аятолла Хомейни оказал влияние на весь мир

Прошло 45 лет с тех пор, как в начале февраля 1979 года вернувшийся из эмиграции аятолла Хомейни провозгласил Иран исламским государством (не путать с запрещенной в России террористической организацией ИГИЛ!), предопределив на многие годы вперед не только новый курс развития древней страны, но и многие события на мировой арене.

Аятолла Хомейни оказал влияние на весь мир

Исламская революция в Иране не просто свергла прозападный шахский режим, но сыграла роль модели создания государства нового типа – теократической исламской республики.

Еще в январе 1978 года в Иране начались первые крупные антишахские демонстрации и забастовки, которые вскоре фактически парализовали страну. В середине января 1979-го шах Мохаммед Реза Пахлави покинул страну, а две недели спустя в Тегеран под восторженные приветствия миллионов иранцев триумфально вернулся из изгнания аятолла Рухолла Хомейни.

После того, как сторонники революции нанесли поражение силам, сохранявшим лояльность шаху, был проведен национальный референдум, провозгласивший 1 апреля 1979 г. страну Исламской Республикой Иран. «Это необычное правительство, - охарактеризовал первое переходное правительство Ирана после свержения монархии аятолла Хомейни. - Это правительство, основанное на шариате. Противостоять этому правительству означает противостоять исламскому шариату». В декабре 1979 г. стране была принята конституция, согласно которой Хомейни стал верховным лидером страны.

Для людей непосвященных такое развитие событий выглядело чем-то неожиданным. Ведь раньше на Западе Иран имел репутацию «острова стабильности» в неспокойном ближневосточном регионе. Но исламская революция стала логическим развитием длительного исторического процесса, уходящего своими корнями в национальные и религиозные традиции Персии. Шиитское духовенство имело значительное влияние на многих иранцев - тех кто противился процессу вестернизации. Роль иранского исламского духовенства в противостоянии монархии проявилась задолго до выхода на авансцену Хомейни.

Восхождение звезды будущего лидера иранской революции аятоллы Рухоллы Хомейни, возглавившего оппозицию шахской «Белой революции», началось в 1963 году. «Белой революцией» называлась программа реформ, направленных на ограничение крупных землевладений (в том числе и принадлежащих религиозным структурам), на предоставление женщинам избирательного права и равенства в браке, а также на разрешение религиозным меньшинствам занимать правительственные должности. После того, как Хомейни назвал шаха «жалким отверженным человеком», который «взялся за разрушение ислама в Иране», его арестовали. Через восемь месяцев домашнего ареста Хомейни был выпущен - и продолжил свою пропаганду, осуждая тесное сотрудничество шахского режима с Израилем и расширение дипломатической неприкосновенности на американский правительственный персонал в Иране. В ноябре 1964 года Хомейни был вновь арестован и отправлен в изгнание, где находился вплоть до революции.

Из эмиграции Хомейни сумел наладить постоянный канал связи со своей иранской аудиторией. В своих проповедях мятежный аятолла призывал армию и народ «выковывать исламскую солидарность». Хомейни развивал сформулированную им идеологию «велаят-е факих», правительства авторитетных мусульманских богословов и юристов (факихов) как о форме правления, осуществляемого исламскими правоведами.

Согласно теории Хомейни, исламское правление осуществляется в качестве республики. Итогом иранской революции стала реализация на практике разработанной Хомейни идеи «велаят-е факих».

Статья 57 Конституции Исламской Республики Ирана гласит: «Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления религиозного Лидера и согласно нижеследующим статьям Конституции. Указанные власти независимы друг от друга».

Высший руководитель, «Рахбар» (ныне это аятолла Али Хаменеи), является в Иране главой государства и верховным главнокомандующим вооружёнными силами. Именно он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику. Этот лидер назначает руководителей силовых ведомств, государственных телевизионных и радио-каналов, а также шестерых из 12 членов Совета стражей. Высший руководитель избирается Советом экспертов, который, в свою очередь избирается населением среди особого списка кандидатур из духовенства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру