Швеция подала заявку на вступление в НАТО в мае 2022 года, но ее вступление было отложено из-за того, что Турция и Венгрия затянули процесс ратификации, пишет The Guardian.
Во вторник вечером парламент Турции проголосовал за членство Швеции, но парламент Венгрии еще не подписал его, несмотря на неоднократные обещания высокопоставленных венгерских чиновников о том, что их страна не будет тормозить процесс в одиночку.
Как раз в тот момент, когда парламент Турции готовился к голосованию, премьер-министр Венгрии Орбан удивил союзников, направив своему шведскому коллеге публичное приглашение посетить Будапешт для переговоров о процессе вступления в НАТО.
“Союзники раздражены, - утверждает высокопоставленный европейский дипломат, который говорил на условиях анонимности. – То, что Орбан предложил ”переговоры", в то время как Венгрия никогда не выдвигала возражений во время переговоров о вступлении, возмутительно".
Второй высокопоставленный европейский дипломат тоже выразил разочарование. “Я думаю, союзники ожидали, что Венгрия выполнит свое обязательство не быть последней, - говорит источник. – Недавние шаги вызвали шок во всем североатлантическом союзе, и в этом есть большая доля разочарования. В конце концов, у них было все время в мире, чтобы проконсультироваться со Швецией раньше”.
Венгрия, которая, в отличие от большинства других стран НАТО, продолжает поддерживать дружественные отношения с Россией, вместе с Турцией затянула процесс ратификации Швецией соглашения о вступлении в НАТО, отмечает The Guardian.
Хотя Будапешт представил ратификацию в парламент в 2022 году, окончательное голосование по этому вопросу неоднократно откладывалось и в настоящее время является основным фактором, сдерживающим членство Швеции в НАТО.
После голосования во вторник в турецком парламенте часть процесса для Анкары почти завершена, хотя первый дипломат предупредил, что это “не решенное дело”, поскольку президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану необходимо подписать ратификацию.
В среду, когда давление усилилось, Орбан заявил, что разговаривал по телефону с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом.
“Я подтвердил, что венгерское правительство поддерживает членство Швеции в НАТО. Я также подчеркнул, что мы продолжим призывать национальное собрание Венгрии проголосовать за вступление Швеции и завершить ратификацию при первой же возможности”, - сказал Орбан, не назвав конкретных сроков.
Трения с НАТО возникают на фоне растущего разочарования в западных столицах в связи с блокированием Венгрией долгосрочной помощи ЕС Украине, напоминает The Guardian.
Анкара и Будапешт ранее также откладывали вступление Финляндии в НАТО, но парламент Венгрии быстро ратифицировал заявку Финляндии в марте прошлого года, как только стало ясно, что голосование в парламенте Турции неизбежно.
Официальные лица ожидали, что аналогичный сценарий развернется в случае со Швецией, и оказались сбиты с толку сигналами венгерского правительства.
Публично члены НАТО дали понять, что теперь внимание приковано к Будапешту. “Сейчас Венгрии самое время завершить оставшиеся шаги, чтобы мы могли приветствовать наших шведских друзей в альянсе”, - сообщило министерство иностранных дел Германии в своем твиттере.
В частном порядке терпение на исходе, констатирует The Guardian. Существует “очень негативное настроение” по отношению к Венгрии, сказал третий высокопоставленный европейский дипломат. По их словам, “нет понимания необходимости дополнительных обсуждений или переговоров”.
Внутри страны высокопоставленные политики из правящей партии Орбана "Фидес" утверждали, что продолжающиеся задержки с вступлением Швеции в ЕС оправданы, поскольку Стокгольм, по их мнению, несправедливо критиковал состояние венгерской демократии.
Отвечая на вопрос о разочаровании внутри Североатлантического альянса по поводу задержек Венгрии, Балаж Орбан, политический директор премьер-министра Венгрии, заявил в среду по электронной почте, что “мы очень серьезно относимся к нашему членству в НАТО и военным обязательствам” и что “венгерское правительство поддерживает вступление Швеции в НАТО”.
Он добавил: “Постоянные политические нападки на Венгрию со стороны шведской политической элиты, СМИ и неправительственных организаций вызвали обеспокоенность у венгерских депутатов. По этой причине мы неоднократно просили правительство Швеции принять участие в политических консультациях, посетив Венгрию. К сожалению, несмотря на посещение Стокгольма венгерскими делегациями высокого уровня, наши просьбы неоднократно отклонялись. Тем не менее, мы остаемся открытыми для диалога, если членство в НАТО действительно является приоритетом для Швеции. Мяч на их стороне”.
Официальные лица, знакомые с переговорами в штаб-квартире НАТО, говорят, что, в отличие от Турции, Венгрия никогда официально не выдвигала никаких конкретных требований, когда речь заходила о членстве Швеции.
В своем письме-приглашении премьер-министру Швеции Ульфу Кристерссону на дальнейшие переговоры Орбан напрямую не упоминал о каких-либо жалобах или возражениях. Орбан написал: “Я считаю, что более интенсивный диалог мог бы способствовать укреплению доверия между нашими странами и институтами, что позволило бы еще больше укрепить наши политические механизмы и механизмы безопасности”.
Письмо было встречено в Стокгольме с удивлением и осторожностью. Представитель Кристерссона отказался комментировать запрос, заявив, что ответа от премьер-министра пока не будет.
Министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрем, однако, заявил, что, прежде чем ответить, правительству необходимо “обдумать, о чем сигнализирует письмо”.
После шага Турции во вторник вечером в Стокгольме прошло приглушенное празднование. Кристерссон сказал: “Сегодня мы на один шаг приблизились к тому, чтобы стать полноправным членом НАТО”.
Но была высказана осторожность по поводу нового вопросительного знака в отношении Венгрии и опасения по поводу того, может ли Эрдоган потребовать дальнейших уступок до подписания законопроекта в качестве закона.
Бывший премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон, которая возглавляет оппозиционных социал-демократов и начала процесс вступления Швеции в НАТО почти два года назад, заявила, что во время ее премьерства Орбан пообещал ей, что Венгрия не будет последней, кто ратифицирует Швецию, и что он дал аналогичные обещания Кристерссону. Она сказала: “Я не вижу, что можно так много обсуждать с Венгрией”. И добавила: “Мы соответствуем критериям, и они обещали ратифицировать нас”.
Хотя экс-премьер сказала, что у Венгрии “сложные отношения с Европейским союзом”, и признала, что есть много тем для обсуждения за пределами членства Швеции в НАТО, Андерссон отказалась спекулировать на мотивах Орбана для затягивания процесса: “Трудно догадаться, почему они это делают, поэтому я не собираюсь начинать гадать. Но что я знаю, так это то, что Венгрии пора ратифицировать”.
Она сказала, что считает влияние на страну “Шведских демократов”, от поддержки которых зависит правительство Кристерссона, “действительно тревожным”, и заявила, что крайне правая партия рассматривает Венгрию “как образец для подражания для страны”.
Критикуя своего преемника, она сказала: “Отсутствие лидерства со стороны премьер-министра в этом отношении действительно вызывает беспокойство”.
На вопрос, может ли премьер-министр пойти на уступки Венгрии, она сказала: “Ведущие шведские демократы заявили, что, по их мнению, ему [Кристерссону] следует пойти и выпить виски с Виктором Орбаном”.