"Генеральный секретарь решительно осуждает все нападения на гражданское население и гражданскую инфраструктуру, в том числе сегодняшний обстрел города Донецка", – гласит официальный комментарий главы Организации Объединенных Наций. Нельзя не отметить, что такая реакция – как минимум лаконичное, осторожное и не прямолинейное, но все же признание вины руководства Украины. А ведь до этого международные организации просто закрывали на проблему глаза. Например, после массированных новогодних обстрелов Белгорода и Донецка ВСУ, не было даже заявления с осуждением.
Удары по Донецку станут одной из двух ключевых тем и на грядущем заседании Совета Безопасности ООН. Для участия в мероприятии в Нью-Йорк уже прибыл глава МИД РФ Сергей Лавров.
Стоит отметить и тот факт, что все сопровождающие Лаврова в США журналисты получили визы без ограничения передвижение в 25 миль, а именно такое ограничение действовало во время сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре. Помимо ограничений на перемещение, сопровождающие министра журналисты ранее сталкивались и с массовым отказом в получении виз на мероприятия ООН. По данным СМИ, в этот раз всем журналистам без проблем выдали однократную журналистскую визу типа I до отлета борта. Визы действительны до апреля.
В этот раз отреагировало так же Управление Комиссара ООН по правам человека Фолькера Тюрка. Там выразили сожаление по поводу обстрела города и сообщили о намерении получить дополнительные сведения об происшествии. Возмущение по этому поводу высказали и некоторые западные политики. Например, депутат Европарламента от немецкой партии «Альтернатива для Германии» Гуннар Бек. «Как я понимаю, более 20 мирных жителей, этнических русских, погибли во время воздушной атаки украинских военных сил. Западные СМИ опубликовали статьи об этом, но, конечно, не такие эмоциональные, как если бы удары были со стороны России. Всегда действуют двойные стандарты — это типично для Запада», – заявил депутат в беседе с журналистами.
Политолог Сергей Марков в комментарии «Московскому комсомольцу» отметил, что, по его мнению, мягкие осуждения без упоминания Украины являются, по факту, тем же самым игнорированием проблемы. «Генсек ООН осудил неизбирательное применение силы, выразил соболезнование, но не осудил террористов за этот террористический акт. По умолчанию у него работает следующая логика: это трагические потери мирных жителей во время боевых действий, а в боевых действиях виновата Россия, поэтому она и несет ответственность за гибель жителей в центре Донецка. Вот такая у него позиция».
– После новогодних обстрелов не было даже такой реакции. С чем связано изменение позиции?
– Когда преступления носят вопиющий характер, который уже нельзя не замечать, то они делают абстрактные замечания о том, что выступают против, выражают соболезнования и так далее. Но при этом эти соболезнования могут быть интерпретированы так, что всё это эксцессы военных действий, в которых виновата якобы Россия. Общая логика у них – совершить преступление самим, а обвинить в нем Россию.
«Двойные стандарты в политике запада и деятельности международных организаций, в той мере, в которой эти организации находятся под западным влиянием, как были так и остаются, и никуда не уйдут, – рассказал «МК» политолог, старший преподаватель МГИМО МИД РФ Алексей Зудин. – Эти двойные стандарты проявляются повсеместно и последовательно, но главный вопрос в том, почему они сейчас проявляются не так четко и жестко, как совсем недавно. Думаю, что причин много, но эффект, похоже, один – усталость от конфликта на Украине, разочарование в способности режима Зеленского выполнять функцию ослабления России, не говоря уже о функции нанесения нашей стране стратегического поражения, с которой Зеленский не справился и справится явно не сможет. Все это побуждает и стимулирует рост объективных и критических оценок по отношению к деятельности украинского режима. Это проявляется как в меняющейся тональности СМИ, так и в заявлениях политических деятелей, представляющих правительство западных стран ( в меньшей степени ) и представителей международных организаций. Сами по себе нейтральные или критические оценки вряд-ли способны обуздать агрессивность и безрассудство киевского режима, но они важны в качестве индикатора, меняющегося отношения к Украине. И того, что последовательная и принципиальная позиция России в этом вопросе начинает показывать влияние».