Официальная причина смерти генерал-лейтенанта - слабое сердце. Но вряд ли он встретил смерть на кровати - хоронили его в закрытом гробу, что обычно делается в случае, если лицо и тело погибшего обезображены, например, в авиакатастрофе. Павловича погиб в день, когда были нанесены ракетные удары по военным объектам противника. Эксперты не исключают, что генерал мог погибнуть вместе с другими высокопоставленными украинскими военными и западными советниками в результате удара российского «Кинжала» по одному из украинских штабов.
Павлович начинал службу в Советской армии, после 1991 года на Украине дослужился до руководителя воздушным командованием «Запад». Уволился лет десять назад, но участвовал в подготовке украинских летчиков до последнего дня.
«...Если он в таком возрасте «инструкторил», это говорит, что всех других инструкторов уже «заземлили». И больше некому», предположил автор Telegram-канала Fighterbomber. По его словам, слухи о мастерстве украинских военлетов сильно преувеличены. За все время СВО у них не было значимых результатов. А все видео работы украинских пилотов, имеющиеся в Сети, - «это разного рода самоубийства и профанация».
Как сказал «МК» заслуженный военный лётчик России генерал-майор в отставке Владимир Попов, старая советская школа подготовки летчиков, которую проходили в том числе и украинцы, была одной из лучших. Однако ситуация в корне изменилась после того, как Украина стала переходить на натовские стандарты обучения.
- Последние 20 лет украинские ВВС работали с уклоном на методику и методологию подготовки лётного и инженерно-технического состава по стандартам западных стран, - говорит Владимир Попов. - И вот это нанесло непоправимый ущерб. Получилось так, что Украина ещё окончательно не перешла на новую систему, но уже забыла старую. А этот период - самый сложный. Тем более в условиях, когда нет времени на подготовку лётного состава.
Генерал рассказал, что в условиях боевых действий подготовка лётного состава идёт по ускоренной программе.
- Соответственно, и теория, и практика преподаются не в полном объеме, а по ускоренным программам, - говорит он. - Вопрос: а есть ли возможность полноценно выполнять лётные упражнения, предусмотрено ли время на отработку пилотажа на малых и предельно малых высотах, на высший пилотаж для истребителей или для ударной авиации? Ответ очевиден.
Кроме того, на Украине не хватает аэродромов, которые выходят из строя из-за того, что мы периодически их бомбим или обстреливаем ракетами. Нельзя упускать и погодный фактор. Например, центральная часть Украины по погоде - более-менее стабильная по метеоусловиям. А вот восточная или северо-восточная часть страны подвержены сезонности. Это все также ограничивает количество лётных дней, которые благоприятны для полетов, особенно на первоначальном этапе обучения лётчиков...
Обычно в летном училище два года даётся, допустим, на практику. За это время надо освоить учебно-тренировочный самолёт, а потом учебно-боевой самолёт - и потом только сесть на боевой самолёт... Времени у ВСУ нет, поэтому и выпускаются летчики, мягко говоря, «сырыми».
Выпускать, как раньше, по 200-300 летчиков в год у ВСУ возможностей нет. Если выпускать при этих условиях тот же объем специалистов — то это будут «дрова», «летающие мишени». Думаю, что сейчас Украина может выпускать в год не больше 50 очень плохо подготовленных летчиков фронтовой авиации, 20-30 летчиков армейской и транспортной авиации. Всего около сотни. И то не факт.
А еще надо обучить инженерно-технический состав. Его надо учить даже больше, чем летчиков. Это штучные специалисты, которые обязаны знать и видеть машину насквозь. Необходимы специалисты аэродромной инфраструктуры - связисты, информационщики, руководители полетов и т. д. Думаю, ВВС Украины остались в прошлом.