Победа Лая, который с 2020 года занимал пост вице-президента при нынешней главе тайбэйской администрации Цай Инвэнь, знаменует продолжение правления правительства, которое продвигает идею суверенного Тайваня и национальную идентичность, отдельную от Китая, отмечает The Guardian.
Предварительные результаты показали, что Лай набрал более 40% голосов, опередив Хоу Ю-и из оппозиционного Гоминьдана и Народную партию Тайваня, занявшую третье место. Предвыборные опросы показали, что Лай лидирует с гораздо меньшим отрывом.
Вскоре после того, как его объявили избранным президентом Тайваня, Лай сказал, что это была “победа сообщества демократий” по всему миру. Он сказал, что избиратели успешно сопротивлялись попыткам “внешних сил” повлиять на выборы, имея в виду усилия Пекина по свержению Демократической партии.
“Тайваньский народ имеет право сам выбирать своего президента”, - сказал победитель гонки.
Однако победа сторонников сепаратизма оказалась небесспорной: ДПП потеряла контроль над 113-местным парламентом Тайваня, законодательным юанем. “Это означает, что мы работали недостаточно усердно, и есть области, которые мы должны пересмотреть и оглянуться назад”, - признал Лай. Он пообещал работать с оппозиционными партиями и пересматривать их политику “до тех пор, пока она приносит пользу народу”, указав, что ожидает сложного парламента, в котором доминируют две оппозиционные партии.
Вступление в предвыборную гонку кандидата от третьей партии превзошло традиционные ожидания избирателей. Ко Вен Чже, бывший хирург и мэр города Тайбэй, баллотировался, предлагая “третий путь” для избирателей, которым надоели две основные партии. Его недоброжелатели заявили, что кампания Тайваньской народной партии была популистской и непоследовательной, а в его планах по урегулированию отношений с континентальным Китаем мало внимания уделялось деталям.
Хуан Квей-бо, профессор дипломатии в Национальном университете Чэнчи, отмечает: “Победа Лая является результатом главным образом раскола основных оппозиционных партий, который задержал и, таким образом, ослабил подготовку крупнейшей оппозиционной партии (то есть Гоминьдана) к кампаниям, включая рекламу и политические дискурсы”.
Лай, который принадлежит к более радикальному крылу Демократической партии, пообещал следовать осторожному подходу Цай Инвэнь к балансированию между США и Китаем, в котором она избегала формализации фактической независимости Тайваня – и противодействия Пекину – заявляя, что Тайвань уже является "суверенным государством", и защищая статус-кво. Пекин претендует на Тайвань как на часть своей территории и поклялся “вновь объединить” его с Китаем, а также не исключил применения силы для достижения этой цели, напоминает The Guardian.
В КНР называют ДПП партией сепаратистов, ненавидят Лая и дважды вводили санкции против его нового вице-президента Сьяу Бикхим, которая до недавнего времени занимала пост представителя Тайваня в США.
ДПП представила себя избирателям как партию осторожного сопротивления, избегающую провокаций, но выстраивающую оборону и укрепляющую международные отношения, особенно с США и их союзниками.
Гоминьдан, который также выступает против китайского правления, обвинил ДПП в увеличении опасности и заявил, что в случае победы на выборах он будет стремиться восстановить диалог и дружественные отношения с Китаем, чтобы снизить напряженность.
Лай сказал, что Китай несет ответственность за поддержание мира в регионе.
Аманда Сяо, старший аналитик по Китаю Международной кризисной группы, подчёркивает, что победа Лая не обязательно является одобрением его политики по ту сторону пролива.
“Я думаю, это больше отражает неспособность Гоминьдана убедить избирателей в том, что у них есть подход, который был обновлен в соответствии с новыми геополитическими обстоятельствами, обновленный с тех пор, как они в последний раз были у власти”, - сказала она The Guardian.
Сяо отмечает, что Пекин, вероятно, отреагирует на победу Лая усилением давления, особенно в преддверии его инаугурации в мае.
“Они назвали Лая нарушителем спокойствия, поэтому есть некоторые ожидания, что они отреагируют, - говорит эксперт. -
Цель состоит в том, чтобы заставить Лая охарактеризовать отношения по обе стороны пролива таким образом, который максимально приближен к тому, чего хочет Пекин, принять более умеренную атмосферу. Другая цель - дать сигнал своей собственной внутренней аудитории, что все под контролем”.
Но акты давления, вероятно, будут более сдержанными, чем крупномасштабные военные учения, наблюдавшиеся в последние годы, добавляет Аманда Сяо, такие как более карательные торговые решения и военные действия или действия в "серой зоне" - как, например, недавнее увеличение количества метеорологических воздушных шаров, пролетающих через воздушное пространство Тайваня.
Борьба на выборах также велась по внутренним вопросам, таким как экономика и репутация Демократической партии как авангарда прогрессивных ценностей.