Накануне была озвучена цифра 225 россиян на 150 украинцев, то есть мы получили плюсом 75 человек. Однако, сегодня украинские СМИ уже опровергли эту информацию и заявили, что домой вернулись 230 украинцев (количество российских военнослужащих 248), получается, преимущество РФ в этом вопросе сократилось до 18 человек. Но и это тоже возможно не окончательный результат. Насколько это правда, не очень понятно, возможно эта деза призвана успокоить украинское общество, недовольное столь неравным обменом. А так как информация об обменах абсолютно закрыта для публики, то с конечными цифрами можно играть как угодно и в любую сторону, все равно не проверить.
Также украинцами было объявлено, что среди возвращённых ими домой находились шестеро гражданских лиц.
Мы спросили у экспертов, почему Киев мог согласиться на столь неравноценный обмен и когда ждать следующего раунда?
Лариса Шеслер, председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины.
- Полагаю, эти цифры не случайны, российских военнослужащих больше по причине того, что Украина в прошлом году нарушила правила при обмене командиров «Азова» (признанного в РФ террористической организацией и запрещенной в России). Вместо того, чтобы пребывать в Турции до окончания боевых действий, как гарантировал Эрдоган и Зеленский, те почти сразу уехали к себе и уже снова в полку. Именно поэтому, скорее всего, очень долго не было новых обменов. Они могли специально тормозиться нашей стороной, возмущённой тем, что произошло с «азовцами». Россия могла потребовать сейчас за каждого освобождённого ранее «азовца» нескольких человек. Но так как все детали подобных договорённостей остаются за кадром, мы не можем точно сказать, как шли переговоры и каким образом украинскую сторону в итоге удалось продавить, настоять на своей позиции и заставить учесть при последнем обмене отданных ранее военнослужащих «Азова». Но то, что все-таки на этом сошлись, доказывают цифры обмена и преимущество россиян.
Иван Мельников, вице-президент Российского подразделения, Международный Комитет Защиты Прав Человека.
- Не всегда бывает так, что меняют по формуле «50/50», может быть и другой формат, который зависит от разных обстоятельств. Вспомним тот же обмен Медведчука, тогда больше человек получила как раз Украина. Нужно понимать, что точное количество военнопленных неизвестно, это абсолютно закрытая информация. Поэтому можно только гадать, сколько военнослужащих содержатся как с одной, так и с другой стороны. И кого в итоге меняют быстрее, а кого нет, от чего это зависит.
Но самое важное, я считаю, что впервые за долгое время были обменены гражданские лица, не военнослужащие, а содержащиеся в заключении по политическим мотивам. Об этом объявила Украина, которая получила в рамках вчерашнего обмена шестерых человек.
Никаких препятствий по обмену гражданских в принципе нет. Предварительные списки их давно составлены. Осталось лишь принять принципиальное решение об этом на высшем уровне
Тема обмена арестованных пророссийских активистов, содержащихся на Украине, на россиян, осуждённых за политику, действительно обсуждается с начала 2023 года. Госдума активно выступала с тезисом, что с этим надо что-то делать. Украина тоже присылала свои списки, кого бы они хотели получить. Но списки завернули — судя по всему, там было много топовых имён, которых, понятное дело, никто бы не отпустил в рамках массового обмена.
Перед Новым годом было озвучено пожелание создать наконец комиссию при Совбезе по вопросу освобождения пророссийских гражданских лиц, отбывающих наказание на Украине. Но с «мертвой точки» дело так пока и не сдвинулось.