Корреспондент «МК» пообщалась с инструктором с позывным «Ярый», занимающимся подготовкой снайперов, и узнала, какие требования предъявляются к девушкам-снайперам, сколько времени уходит на их подготовку, а также в чем наши девчонки превосходят наемниц, воюющих на стороне ВСУ.
По словам «Ярого», девушки-снайперы в зоне СВО - явление не частое. Причина проста — есть установка женщин-военнослужащих на эти специальности просто не направлять. Девчонок-снайперов можно встретить лишь в добровольческих подразделениях, куда их зачисляют исключительно по их личной инициативе и с разрешения командиров. А вот в 2014 году представительниц этой редкой профессии на Донбассе было немало, хотя, как отмечает мой собеседник, далеко не все они отличались профессионализмом.
- Возможно, я скажу малоприятные для кого-то вещи, но ситуация складывалась так, что многие женщины приходили в ополчение не от хорошей жизни, - говорит он. - У кого-то мужа убили, или он сбежал, и она осталась одна с детьми, надо как-то выживать. Вот и шли. Некоторые устраивались более-менее нормально, заручались симпатией со стороны какого-нибудь командира, тот зачислял ее в отряд, давал винтовку, и вроде как устроена. Хотя на самом деле эта женщина просто выполняла функции любовницы. За все время войны на Донбассе лично я встретил только одну крутую девчонку-снайпера. Ее позывной - «Птица». Про нее в Интернете много информации.
Сейчас, конечно, такого бардака нет. Девушки-снайперы, которые зачисляются в добровольческие подразделения, обязательно проходят обучение и выполняют боевые задачи. Причем действуют довольно результативно. Это я говорю как человек, лично занимающийся подготовкой снайперов.
«Ярый» поясняет: несмотря на то, что главным критерием отбора является желание стать снайпером, требования к девушкам выдвигаются очень жесткие. Во-первых, они должны быть физически хорошо развитыми: нагрузки порой бывают такие, что не каждый мужчина справится. Второе - девушки должны быть психологически устойчивыми, так как ситуации, с которыми им, возможно, придется сталкиваться, могут быть совершенно разными.
- Учитывая то, что женщина априори слабее мужчины, ей сложнее переносить нагрузки и давление. И к этому надо быть готовым, - считает инструктор.
Общая подготовка снайперов, рассказывает «Ярый», длится для всех одинаково, независимо от гендерной принадлежности: как правило, две-три недели. Все это время будущие стрелки непрерывно тренируются на полигоне.
- Лично у меня есть базовый курс, рассчитанный на двадцать один день, - поясняет военный. - После его окончания, я выбираю кандидатов, которые способны пройти продвинутые курсы, и уже занимаемся с ними. Те, которые, допустим, не смогли пройти базовый курс, либо остаются на переподготовку, либо расходятся по подразделениям, где хватает базового уровня подготовки. Они могут, к примеру, пойти обычным пехотным снайпером или даже снайпером-разведчиком. Но не в снайперский спецназ.
- Любая девушка, которая подходит по физическим и психологическим качествам, может стать снайпером?
- Научить нужным навыкам можно практически любую, а вот работать высокопрофессионально смогут далеко не все. Снайпер - это прежде всего разведчик. И тут надо понимать, что тебе придётся подолгу действовать в тяжелейших условиях: сырость, вода, грязь, дождь, холод, голод. А в случае с девушками все эти моменты переносятся гораздо серьёзнее. Есть, конечно, такие девчонки самоотверженные, которые могут еще и мужикам фору дать. И на ножах рубятся, и в рукопашную, но их не так много. Большинство почему-то думают, что на фронте будет, как в фильме. Она такая вся красивая, с винтовкой. Но нет, так это не работает.
По мнению Ярого, с женщиной, каким бы профессиональным спецом она не была, всегда сложнее, чем с мужчинами. Даже в быту. Нужны дополнительные средства гигиены, какие-то хотя бы элементарные бытовые удобства. Плюс военный коллектив в большинстве своем - мужской, а, значит, девушке надо уметь адаптироваться и приспосабливаться. И тут все уже зависит от конкретного человека. Есть женщины, для которых жить с мужчинами в одном кубрике, мыться в одном душе, в туалет ходить «в полях» - вообще, не представляет какой-то проблемы. Но есть и другие.
- Честно, лично я плюсов от женщин-снайперов не вижу, - признается инструктор. - Присутствие представительниц противоположного пола, как правило, всегда действует на мужчин, они стараются лишний раз оказывать им помощь, какие-то знаки внимания. То есть мужчина будет постоянно отвлекаться и думать не только о выполнении поставленной задачи, но и о сторонних моментах. Поэтому, повторюсь, я вижу здесь только одни минусы.
Тем не менее, это факт: в зоне СВО существуют снайперские пары мужчина - женщина». Большинство командиров подразделений относятся к девушкам не как к представительницам слабого пола, а просто как к обычным солдатам, не делая различия.
Про женщин-снайперов, воюющих на стороне ВСУ, «Ярый» знает не понаслышке. Говорит, одно время их было очень много, причем не украинок, а наемниц из других стран. Сейчас они куда-то пропали. Случай с ликвидацией одной из таких наемниц собеседнику запомнился.
- В 2015 году недалеко от поселка Зайцево, на северной окраине Горловки, располагался грузинский националистический батальон. В нем служила женщина-снайпер. Она каждый день выходила на передний край и работала по школе. Особым профессионализмом не отличалась, просто выходила и стреляла, стреляла, стреляла. У нас тогда после ликвидации двух темнокожих наемников были рации настроенные на волну противника, и мы все их переговоры слышали. Каждое утро, когда она выходила стрелять, мы слышали по рации: «Наша дэвочка выходит на работу». В одно время это всех изрядно достало, мы подняли на школу гранатомет СПГ-9, вычислили, откуда она стреляет и ударили туда. Через несколько минут услышали в эфире, что она ранена и что для ее эвакуации собирается группа. Выждали пока наемники подойдут и начнут эвакуацию, и нанесли второй удар.
- Если оценивать профессионализм, кто выше классом - наши девчонки или наемницы?
- Конечно наши круче, - не задумываясь, чеканит Ярый. - Хотя бы потому, что мои все живые, а тех я уже немало мертвых видел.