Израильские официальные лица намекнули, что “дипломатические песочные часы” на исходе для достижения переговорного решения эскалации боевых действий на границе с Ливаном, даже несмотря на то, что война в Газе продолжается свирепыми темпами, пишет The Guardian.
Источники в службе безопасности сообщили, что ливанская военизированная шиитская группировка "Хезболла" выпустила в среду больше ракет и вооруженных беспилотников, чем за любой другой день с начала столкновений по ту сторону границы.
Израиль и могущественная поддерживаемая Ираном "Хезболла" обмениваются почти ежедневными ракетными залпами, авиаударами и артобстрелами через контролируемую ООН "голубую линию", разделяющую страны, с 7 октября, когда палестинская группировка боевиков ХАМАС атаковала южный Израиль из сектора Газа, убив 1140 человек и захватив до 250 заложников. Около 150 человек в Ливане были убиты, в том числе 17 гражданских лиц, и 11 в Израиле, в том числе четверо гражданских лиц, при этом десятки тысяч в обеих странах были вынуждены покинуть свои дома.
В репортаже израильского радио “Кан" в четверг, после особенно интенсивного ракетного залпа по северному израильскому городу Кирьят-Шмона, цитировался правительственный источник, заявивший, что стороны "приближаются к точке, когда шанс достичь соглашения, которое могло бы гарантировать, что "Хезболла" будет удалена от границы, будет исчерпан… Песок в дипломатических песочных часах Ливана на исходе”.
Эти замечания последовали за комментариями министра иностранных дел Эли Коэна после поездки на север в среду. Он сказал: “Есть только два варианта – политическое решение или военная операция. Того, что существовало до 7 октября, больше не будет… Мы предоставим определенное количество времени для политического решения. И если таковое не будет [достигнуто], на столе будут все варианты”.
Другой министр, Бенни Ганц, сказал, что “ситуация на северной границе Израиля требует изменений. “Секундомер для дипломатического решения на исходе; если мир и ливанское правительство не предпримут действий, чтобы предотвратить обстрел жителей севера Израиля и отдалить ”Хезболлу" от границы, ЦАХАЛ [Армия обороны Израиля] сделает это", - сказал он на пресс-конференции.
Как напоминает The Guardian, группировки, связанные с Тегераном по всему Ближнему Востоку, запустили беспилотники и ракеты в направлении Израиля, нарушили международное судоходство в Красном море и атаковали военные объекты США в регионе после событий 7 октября. Ответная война Израиля против контролируемого ХАМАСОМ сектора Газа уже стала одним из самых разрушительных конфликтов 21-го века: по оценкам, более 21 000 человек были убиты, 55 000 ранены, а 85% из 2,3 миллиона жителей территории были вынуждены покинуть свои дома.
Израильские танки продвинулись вглубь центральной части сектора Газа в четверг в рамках расширяющегося наступления на ХАМАС, несмотря на международные призывы к прекращению огня. Пятидневные безжалостные бомбардировки нескольких переполненных лагерей беженцев вблизи центрального города Дейр-эль–Балах – всех районов, где военные ранее приказали палестинцам искать убежище, - привели к тому, что еще тысячи семей бежали в город Дейр-эль-Балах, устанавливая палатки везде, где есть свободное место.
Южнее израильские силы нанесли удар по району вокруг больницы в центре Хан-Юниса, главного южного города сектора Газа. Палестинские органы здравоохранения заявили, что в результате нападения в Хан-Юнисе погибло 20 человек, а за последние 24 часа в результате израильских ударов погибло 210 человек.
США усилили в регионе военное подкрепление для сдерживания дальнейших нападений на Израиль, включая присутствие авианосцев. Но чем дольше длится война в Газе, тем выше риск просчетов и региональной эскалации, которые, как опасается администрация Байдена, могут привлечь Иран. Ранее на этой неделе министр обороны Израиля Йоав Галлант охарактеризовал свою страну как уже вовлеченную в “войну на несколько фронтов”.
Вашингтон и Париж ведут интенсивные секретные переговоры по деэскалации боевых действий на "голубой линии", которые, как полагают, включают возможность окончательного урегулирования спорной территории на границе и убеждения "Хезболлы" отвести свои силы к северу от реки Литани, примерно в 35 км от нее.
Этот шаг был бы осуществлен в соответствии с резолюцией ООН, принятой во время последней войны в 2006 году. Однако "Хезболла" получает большую часть своей массовой поддержки из ближайших к Израилю южных городов и деревень, которые были оккупированы большую часть двух десятилетий, прежде чем Израиль вывел свои войска в 2000 году, и вряд ли она добровольно признает смысл своего существования – сопротивление Израилю.
“Маловероятно, что какая-либо сторона хочет этого сейчас, но война в Ливане может начаться в любой день, если одна из сторон неправильно истолковает действия другой”, - сказал высокопоставленный европейский дипломат в регионе. “Самый большой риск заключается в том, что Нетаньяху намеренно начнет это, чтобы остаться у власти после того, как война в Газе снизится до [менее интенсивного] уровня, зная, что на следующий день он останется без работы”, - добавили они, имея в виду израильского премьер-министра.
После кровопролитной летней войны 2006 года, в результате которой часть Бейрута, столицы Ливана, превратилась в руины, обе стороны проявляли осторожность, чтобы избежать возвращения к полномасштабному конфликту. Израиль не вел войну на два фронта с тех пор, как 50 лет назад Сирия неожиданно напала на Йом Кипур с севера, а Египет - с юга, напоминает The Guardian.
Галлант и другие члены военного кабинета выступали за нанесение превентивного удара по группировке боевиков сразу после нападения 7 октября, предложение, которое США удалось отклонить. Но убежденность в том, что новая война в Ливане неизбежна, похоже, укрепилась среди израильских политиков, генералов и все большей части общественности: опрос общественного мнения, проведенный в конце ноября, показал, что 52% опрошенных высказались за немедленный удар по "Хезболле", и только 35% были против начала еще одной. фронт на севере.
“Насралла должен понять, что он следующий в очереди”, - сказал Коэн, имея в виду Хасана Насраллу, генерального секретаря "Хезболлы". “Если он этого не хочет, ему нужно заставить "Хезболлу" отступить к северу от Литани. Перед нами стоят все решения, чтобы безопасно вернуть наших жителей домой”.
Несмотря на растущие разногласия по поводу ведения войны с США, самым важным союзником Израиля, израильские официальные лица заявили, что Израиль будет продолжать наступление до “полной победы” над ХАМАСОМ. Однако эта цель, похоже, все больше отдаляется, учитывая неспособность армии захватить или убить лидеров ХАМАСА и перед лицом ожесточенного партизанского сопротивления в районах, якобы находящихся под контролем армии. Главнокомандующий вооруженными силами Израиля заявил на этой неделе, что война продлится еще много месяцев, а переговоры о прекращении огня при посредничестве Катара и Египта, похоже, зашли в тупик.
Маха Рафик, 46-летняя мать пятерых детей из лагеря беженцев Нусейрат в центральной части Газы, сказала, что она и ее семья перестали думать о том, когда закончится война, и сосредоточились на повседневном выживании.
“Мы спим и просыпаемся под непрекращающиеся звуки снарядов и канонады. Каждый день мы с мужем отправляемся на поиски еды, не зная, увидим ли мы друг друга снова. На рынке нам трудно найти даже самые простые вещи, а они стоят вдвое дороже обычной цены. У меня четыре дочери, которым нужны гигиенические прокладки, но мы не можем их найти, - цитирует ее The Guardian. – Я не знаю, куда мы отправимся, если сюда придет наземное вторжение. Мы сосредоточены на том, как остаться в живых, ищем укрытие и переезжаем с места на место”.