***
Активно действующая в Йемене группировка хуситов потребовала, чтобы Израиль разрешил доступ гуманитарной помощи в Газу, которая страдает от более чем двухмесячной израильской осады и бомбардировок. Йеменские боевики также призвали Израиль прекратить свою жестокую войну в Газе, в результате которой погибло около 20 тысяч палестинцев, отмечает «Аль-Джазира».
В рамках своей кампании солидарности с палестинским народом хуситы начали действовать. После первых обстрелов Израиля беспилотниками и крылатыми ракетами повстанцы нацелились на коммерческие суда, которые, по их мнению, связаны с Израилем.
Атаки хуситов “не наносят ущерба международному судоходству”, а направлены только на то, чтобы навредить Израилю, заявил лидер повстанческой группировки. Они захватили одно судно и пытались захватить другие, одновременно обстреляв ракетами еще несколько.
Хуситы заявили, что судам, не имеющим связей с Израилем, не о чем беспокоиться, и удары будут нацелены только на суда, принадлежащие Израилю или перевозящие товары в Израиль и из Израиля обратно. Но отследить принадлежность судов может быть сложно, а некоторые компании, на которые нацелены, отрицают наличие связей с Израилем.
Йеменские боевики нанесли около 100 ударов беспилотниками и баллистическими ракетами по 10 коммерческим судам, сообщило Министерство обороны США.
Недавно американский эсминец USS Carney и британский эсминец HMS Diamond сбили более десятка беспилотников. Ранее в декабре французский многоцелевой фрегат FREMM "Лангедок" также перехватил три БПЛА, в том числе с помощью ракет класса "земля-воздух" Aster 15.
Теперь Вашингтон стремится возглавить международную операцию по наращиванию усилий против йеменской группировки хуситов под эгидой Объединенных морских сил и их оперативной группы 153.
“Это операция по перестрахованию коммерческих судов”, - сказала Элоиза Файе, исследователь Французского института международных отношений (IFRI), добавив, что до сих пор неясно, идет ли речь о сопровождении коммерческих судов или объединении возможностей противовоздушной обороны для борьбы с беспилотниками и баллистическими ракетами.
В любом случае, в ответ на хуситские действия и угрозы Соединенные Штаты объявили о формировании коалиции из 10 стран для сдерживания нападений, которые угрожают нарушить торговлю, проходящую по одному из самых оживленных морских маршрутов в мире. Шеф Пентагона Ллойд Остин провел видеоконференцию с 43 странами, ЕС и НАТО, заявив им, что “атаки уже повлияли на мировую экономику и будут продолжать угрожать коммерческому судоходству, если международное сообщество не объединится для коллективного решения проблемы”.
Американцы объявили о проведении в районе Красного моря международной операции по обеспечению безопасности под названием Operation Prosperity Guardian, в которой в качестве участников указаны Великобритания, Бахрейн, Канада, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Сейшельские острова и Испания. Мадрид, однако, заявил, что не будет принимать участия. Испания, как сообщает El País со ссылкой на правительство, заявила, что примет участие в операции только в том случае, если НАТО или ЕС решат сделать это, а не "в одностороннем порядке".
По словам Брэдли Боумена, старшего директора Центра военной и политической мощи Вашингтонского фонда защиты демократий, ряд ближневосточных союзников, похоже, остаются в стороне от американской инициативы. «Где Египет? Где Саудовская Аравия? Где Объединенные Арабские Эмираты?», – цитирует его POLITICO. У Китая, напоминает издание, также есть база в Джибути, где находятся его военные корабли, но и он не входит в коалицию.
Ранее в этом году Саудовская Аравия договорилась с Тегераном, близким союзником хуситов, о восстановлении официальных дипломатических отношений после семилетнего разрыва. И поскольку переговоры в Йемене и сближение с Ираном висят на волоске, аравийское королевство не присоединилось к военному альянсу под руководством США. Другие арабские тяжеловесы, такие как Объединенные Арабские Эмираты и Египет, также не присоединились к американской коалиции, констатирует «Аль-Джазира».
Со своей стороны, хуситы пообещали, что возглавляемая американцами оперативная группа не сумеет сдерживать их, и боевики уверяют, что способны превратить Красное море в “кладбище кораблей”.
“Даже если Америке удастся мобилизовать весь мир, наши военные операции не прекратятся, пока не прекратятся преступления геноцида в Газе и пока не дадут продовольствию, медикаментам и топливу поступать к осажденному населению, каких бы жертв это нам ни стоило”, - заявил член политбюро хуситского движения Мохаммед Аль-Букаити.
***
Напомним, что хуситы (под таким названием известны сторонники шиитского движения «Ансар Аллах») восстали против международно признанного правительства Йемена в 2014 году, начав боевые действия, которые привели к гражданской войне, вызвавшей разрушительный гуманитарный кризис в обедневшей арабской стране.
В течение многих лет – как утверждается, при поддержке Ирана – хуситы сражались с военной коалицией, возглавляемой соседней Саудовской Аравией, в которую также входили западные и региональные союзники.
За последние годы, напоминает издание POLITICO, хуситы заявили о нескольких крупных ударах по ценным энергетическим объектам в Саудовской Аравии, но многие международные наблюдатели назвали некоторые из их более крупных заявлений неправдоподобными, рассматривая хуситов как дымовую завесу для прямых действий Ирана против его заклятого врага Эр-Рияда.
Как бы то ни было, конфликт в Йемене зашел в тупик, и Эр-Рияд решил начать мирные переговоры с хуситской группировкой после многих лет гражданской войны и интервенции.
Хуситы на протяжении многих лет неуклонно укрепляли свою власть в Йемене. По словам Томаса Джуно, доцента Высшей школы общественных и международных отношений Оттавского университета, они хотят добиться признания со стороны международного сообщества (и в Йемене) в качестве законного правительства. “Они не добьются этого в обозримом будущем, но, по крайней мере, они хотят заставить международное сообщество иметь дело с ними как с де-факто управляющей властью в стране”, - сказал эксперт в интервью "Аль-Джазире".
“В контексте войны в Газе они хотят продемонстрировать, что являются ключевым членом возглавляемой Ираном "оси сопротивления", демонстрируя свою поддержку ХАМАСУ. Таким образом, я ожидаю, что их усилия по нарушению морского сообщения в Красном море продолжатся”, – констатирует Томас Джуно.
Хуситы в настоящее время по-прежнему контролируют большую часть Йемена, включая столицу Сану и некоторые западные и северные районы вблизи границ с Саудовской Аравией. Отряды «Ансар Аллах» располагают значительным военным арсеналом, который включает в себя различные беспилотные летательные аппараты и ракеты, включая баллистические противокорабельные ракеты, которые они впервые в истории успешно применили против судов в Красном море.
Хуситы впервые запустили ракеты и беспилотники по югу Израиля в октябре, но они либо не достигли своих удаленных целей - примерно в 2000 км (1240 миль) – либо были перехвачены Израилем и его союзниками. Но поскольку Тель-Авив продолжал отклонять международные призывы к прекращению огня, йеменские боевики значительно усилили свои удары, используя свои позиции вблизи Красного моря и особенно вблизи узкого Баб-эль-Мандебского пролива, соединяющего Аденский залив с южной частью моря.
Они захватили и удерживали в своих портах торговое судно, они атаковали еще несколько торговых судов, перевозивших все, от транспортных средств до продовольствия, и Пентагон утверждает, что некоторые из их снарядов летели в направлении военных кораблей США, прежде чем были сбиты.
“Мы стремимся развивать наш военный потенциал, чтобы преодолеть любые препятствия и достичь наших целей”, - заявил лидер хуситов Абдул Малик аль-Хуси. Если США нападут на Йемен, “мы будем нацелены на них”, выпустив ракеты и беспилотники по американским линкорам и другим судам, добавил он.
Как отмечает POLITICO, действия хуситских формирований создают проблемы для западных военно-морских сил, поскольку им приходится отбиваются от дешевых беспилотников сверхдорогим оборудованием. Так, стоимость ракет класса "земля-воздух" Aster 15, выпущенных французским фрегатом "Лангедок", оценивается более чем в 1 миллион евро каждая, в то время как беспилотники иранского производства типа "Шахед", вероятно, используемые хуситами, стоят едва ли 20 тысяч долларов.
“Когда вы убиваете “Шахеда” с помощью Aster, на самом деле это “Шахед” убивает Aster”, - заявил не так давно начальник штаба обороны Франции генерал Тьерри Буркхард на конференции в Париже.
Однако, если "Шахед" поразит коммерческое судно или военный корабль, стоимость будет намного выше, замечает POLITICO.
***
Насколько серьезно угрозы хуситов судоходству нарушают торговлю?
Баб-эль-Мандебский пролив (Врата плача) между Джибути и Йеменом, где хуситы нападают на суда, отмечает южный вход в Красное море, которое соединяется с Суэцким каналом и служит важнейшим связующим звеном между Европой и Азией.
По оценкам, по этому маршруту проходит от 12 до 15 процентов мировой торговли, что составляет 30 процентов мировых контейнерных перевозок.
По данным Управления энергетической информации США, через пролив Баб-эль-Мандеб в первой половине 2023 года проходило 12 процентов от общего объема мировой морской торговли нефтью, а также 8 процентов сжиженного природного газа. Это составляет 8,8 миллиона баррелей нефти в день и 4,1 миллиарда кубических футов СПГ в день.
Каждый год через Баб-эль-Мандебский пролив проходит более 17 тысяч судов, некоторые направляются к Суэцкому каналу, который доставляет их в Средиземное море.
Датская AP Moller-Maersk, на долю которой приходится 15 процентов мирового рынка контейнерных перевозок, оказалась в числе нескольких крупнейших мировых компаний в сфере судоходства, отказавшихся от использования этого маршрута.
Согласно оценкам S&P Global Platts, контейнерные тарифы на перевозки из Северной Азии в Великобританию, которые проходят через Красное море и Суэцкий канал, достигли рекордно высокого уровня в этом году.
Некоторые судоходные компании выбирают единственную морскую альтернативу – гораздо более длинный маршрут вокруг Африки. Но это может означать увеличение расходов, и их путешествие может продлиться до двух недель.
Теперь, когда Баб-эль-Мандебский пролив стал опасен, "альтернативы требуют дополнительных затрат, дополнительных задержек и не вписываются в уже существующую интегрированную цепочку поставок", - утверждает Марко Форджионе, генеральный директор Института экспорта и международной торговли.
Переанаправление судов вокруг Африки увеличивает время в пути до двух недель, создавая дополнительные расходы и заторы в портах.
Осложнения для судоходных компаний возникли на фоне еще одного неприятного для них инцидента, поскольку из-за засухи жизненно важный Панамский канал также столкнулся с резким сокращением грузопотока, который он может обслуживать.
Кто может пострадать от возникшей в районе Красного моря ситуации больше всего? Израиль, первая непосредственная цель хуситов, уже ощутил на себе последствия нарушения морской торговли.
Движение через южный порт Эйлат, расположенный в городе, который также является туристическим направлением, прекратилось, и обозримое будущее кажется неопределенным, пока в близлежащей Газе бушует война.
Как отмечает «Аль-Джазира», Египет, который и до войны сталкивался с экономическими проблемами, может сильно пострадать от замедления торговли в дополнение к снижению транзитных сборов за грузы, проходящие через Суэцкий канал, от чего он сильно зависит.
Европа и государства Средиземноморья тоже могут понести наибольшие потери, если текущая ситуация сохранится в долгосрочной перспективе, поскольку пострадали многие суда, доставляющие грузы в эти страны и из них.
Хотя полномасштабного экономического кризиса пока не предвидится, то, что происходит на Красном море, может привести к глобальному росту цен, констатирует POLITICO.
“Ситуация вызывает беспокойство во всех аспектах — особенно с точки зрения энергетики, нефти и газа”, - утверждает ведущий аналитик по танкерам S&P Global Market Intelligence Фотиос Кацулас. По его словам, ожидается, что спрос на топливо уже увеличится до 5 процентов, а более высокие цены на топливо, более высокие затраты на доставку, более высокие страховые взносы в конечном счете означают более высокие издержки для потребителей.
Джон Ставперт, старший менеджер Международной палаты судоходства, сказал, что, хотя “это повлияет на цены товаров на кассе вашего супермаркета” и может повлиять на цены на нефть, “по-прежнему существуют перевозки транзитом через Красное море”. Он утверждает, что это не “полное нарушение”, сравнимое с многодневной «пробкой» в канале в 2021 году из-за севшего на мель контейнеровоза.