Прогнозы многомесячной кампании были озвучены израильским министром обороны Йоавом Галлантом на камеру советнику по национальной безопасности США Джейку Салливану с каменным лицом, который прибыл в Израиль, чтобы передать сообщение о том, что его кампанию необходимо изменить - и желательно завершить в течение нескольких недель. Позже они были подкреплены премьер-министром Израиля Биньямином Неяниягу, который заявил, что Израиль не остановится до полной победы, пишет дипломатический редактор издания The Guardian Патрик Винтур.
Утечка информации о боеприпасах противоречила заявлениям Госдепартамента США о том, что у него нет никаких опасений и оценок того, могут ли израильские бомбардировки нарушать международное гуманитарное право.
В более широком плане эти две проблемы освещают вопросы о характере контроля, который Америка имеет над политическим и военным ответом Израиля на кровавые нападения ХАМАСА 7 октября.
Еще несколько дней назад предпочтительной версией Белого дома было то, что это совершенно оправданная война в целях самообороны с достижимой целью, но США было необходимо крепко обнять травмированное израильское правительство, чтобы наилучшим образом сохранить его доверие, направлять процесс принятия решений и предотвратить региональную эскалацию.
Госдепартамент США на своих регулярных брифингах всегда стремился привести примеры того, как Израиль прислушивается к советам США и действует в соответствии с ними – будь то пункты доступа к гуманитарной помощи, безопасные зоны, измененная кампания бомбардировок или планы на то, что последует за этим.
Но это повествование начинает подтачиваться по краям, поскольку между США и Израилем возникают подавляемые разногласия не только по поводу методов, но и целей, пишет The Guardian.
Например, в понедельник, через два дня после того, как США подверглись международной критике за наложение вето на призыв к прекращению огня в Совете безопасности ООН, представитель Госдепартамента нанес еще больше ударов по Израилю. В ходе одного из брифингов он признал, что США “ведут переговоры” с Израилем по поводу убийства журналиста агентства Рейтер Иссама Абдаллы, по поводу “глубоко тревожащих” фотографий палестинцев, раздетых до нижнего белья, и “вызывающих беспокойство сообщений” об использовании белого фосфора, подробно описанных в Washington Post.
Позже в тот же день Джо Байден назвал свою приверженность Израилю “непоколебимой”, но добавил: “Они должны быть осторожны. Общественное мнение всего мира может измениться за одну ночь. Мы не можем этого допустить”.
Сообщалось, что во вторник в своих наиболее резких комментариях о ведении Израилем войны Байден заявил, что Израиль рискует потерять международную поддержку из-за своих “неизбирательных бомбардировок” в Газе. Он также раскритиковал ультраправое правительство Нетаньяху, которое, по его словам, “не хочет ничего, даже отдаленно приближающегося к решению о двух государствах”. Вряд ли является откровением, что Нетаньяху и его правительство выступают против решения о двух государствах, но обычно об этом не говорят.
В случае с Байденом трудно понять, имеет ли место продуманная коммуникационная стратегия или это то, что политический аналитик Института Ближнего Востока Брайан Катулис описал в выходные как дипломатию перетасовки – просто что-то, что немного ограничивает политику.
В любом случае, для президента США это не большая политика. В одном избирательном округе ему дают по шее за то, что он “позволил Израилю убить 18 000 палестинцев”, и в то же время остается впечатление, что Израиль его не слушает. Они принимают его оружие, но не его советы, констатирует Патрик Винтур из The Guardian.
Опасность для Байдена заключается в том, что он становится частью плана выживания Нетаньяху. Нетаньяху фактически проводит кампанию по переизбранию, которая ожидается в следующем году, а не просто войну, и никто не является более безжалостным в погоне за властью. Утверждается, что при необходимости он готов использовать необоснованное вмешательство США в безопасность Израиля в качестве инструмента предвыборной кампании.
В коротком видеоролике, размещенном в Интернете на иврите, Нетаньяху заявил, что он единственный, кто способен помешать желанию Вашингтона и арабских стран возродить решение о создании двух государств. “Я этого не допущу. Израиль должен не повторять ошибку Осло”, - заявил он. “Я не позволю, после огромных жертв, принесенных нашими гражданами и нашими бойцами, чтобы мы поставили [у власти] в Газе людей, которые учат терроризму, поддерживают терроризм и финансируют его. Газа не будет ни Хамастаном, ни Фатхстаном”.
Таким образом, премьер-министр попытался сорвать планы Запада по возрождению Палестинской администрации, находящейся под влиянием ФАТХА, которая возьмет на себя управление Газой и Западным берегом. Единственным оставшимся решением является управление Израилем палестинскими территориями, чего, по словам США, не должно произойти.
Дилемма для Байдена заключается в том, как вести себя с Нетаньяху и его кабинетом сейчас, когда его разногласия настолько очевидны. Не лучше ли инвестировать в других израильских лидеров и попытаться достичь какого-то взаимопонимания с арабскими лидерами, на которое Нетаньяху будет оказано давление? Нередки случаи, когда союзники расходятся во время войны, но полного размолвки из-за долгосрочной цели войны лучше избегать.