Официальным началом переговоров о членстве Украины ЕС отсрочил себе развал

На весь процесс уйдут годы

Лидеры Евросоюза 14 декабря согласились начать переговоры о членстве с Украиной. Однако не все так просто. Быстрый залет Незалежной в блок – практически нереален в рамках существующих правил союза. А само объявление начала переговоров – формальный щит от надоедливости украинского истеблишмента. В истории ЕС есть примеры, когда потенциальный участник «евросемьи» ждет интеграции годами. Киев, похоже, ждет та же участь.

На весь процесс уйдут годы

Президент Украины Владимир Зеленский приветствовал «победу» своей страны и Европы после решения лидеров Евросоюза начать с Киевом переговоры о членстве. Но в традициях Незалежной праздновать «пэрэмогу» раньше времени, когда ее не предвидится.

Для многих заявление главы Евросовета Шарля Мишеля оказалось неожиданностью. Некоторые задались вопросом: как это могло получиться, если согласие на такой шаг должны дать все члены союза? Где же был главный «хулиган» блока – премьер Венгрии Виктор Орбан?

Издание Politico приоткрыло завесу тайны. Орбана просто попросили выпить кофе за пределами переговорного зала, это сделал канцлер ФРГ Олаф Шольц. За это время и было принято столь спорное решение. Поведение Шольца удивило Брюссель, а отсутствие важного члена в момент судьбоносного голосования вообще назвали необычной практикой.

Премьер-министр Венгрии чуть позже заявил, что у его страны «будет возможность воспрепятствовать вступлению Украины в ЕС еще 75 раз». Да и вообще, Орбан – отличник Евросоюза, хорошо знающий, где еще можно сказать свое веское слово.

Так, политик заблокировал помощь Евросоюза Украине в размере 50 миллиардов евро. По его словам, «выделение денег Киеву из бюджета Евросоюза вредило бы венгерским интересам больше, чем начало переговоров о вступлении».

И в чем он неправ? Если даже бегло просмотреть заголовки материалов в западной прессе, заметна такая тенденция: все начали объяснять, почему Украина не влетит на всех парах в ЕС. И их писал не Орбан, а рядовые журналисты, разбирающиеся в правилах блока.

Например, британская Times пишет, что Украина может не вступить в ЕС до 2030 года, если не дольше. Авторы задаются вопросом, стоит ли позволять Киеву «перепрыгивать через очередь». В ней, к слову, стоят страны Западных Балкан (Сербия, Албания, а также Босния и Герцеговина).

Эта группа ожидающих уже высказывала свое недовольство тем, что Украине вдруг стало позволено то, что не было позволено остальным. Для понимания: официальное начало переговоров о членстве с Сербией стартовало в 2014 году, с Албанией – в 2020 году. Как говорится, а воз и ныне там.

Куда интереснее то, сколько времени проходит с момента предоставления стране статуса члена на вступление в блок. Турция находится в этом статусе с 1999 года (сейчас аналитики называют вступление Анкары в ЕС «политически нереальным»), Северная Македония – с 2005 года, Черногория – с 2010-го, Сербия – с 2012-го, Албания – с 2014 года. Все они значительно больше соответствуют требованиям Еврокомиссии для вступления в блок, чем Украина. Однако до сих пор ожидают своего часа по разным причинам.

Что касается лично Украины – с ней ЕС хлебнет проблем полной ложкой. Reuters тоже уверено, что переговоры займут годы. Украина, пишет агентство, больше, чем любой другой член ЕС, представляет собой ряд уникальных проблем при вступлении в блок.

ВВП Украины на душу населения составляет менее трети среднего показателя по ЕС с точки зрения покупательной способности. Это означает, что она немедленно станет чистым получателем средств для выравнивания уровня жизни и поддержки своего огромного сельскохозяйственного сектора.

Уточняется, что Украина является сельскохозяйственной державой с площадью пахотных земель в 41 миллион гектаров по сравнению с 30 миллионами гектаров во Франции. Она уже продает большую часть своей сельхозпродукции в ЕС. Но как член блока она станет частью единого рынка ЕС без тарифов и квот, где товары смогут свободно перемещаться через границы.

Чиновники ожидают, что Украина, вероятно, увеличит сельскохозяйственное производство и экспорт в ЕС, возможно, «затопив» целые отрасли и рынки. Это вызовет негативную реакцию со стороны фермеров по всему ЕС, создав большое давление на правительства.

Членство в ЕС сделает весь рынок труда Евросоюза открытым для миллионов украинских рабочих. Массовый приток польских рабочих в Великобританию после вступления Польши в ЕС в 2004 году стал одним из факторов, приведших к Брекситу. Другие страны ЕС ввели длительные переходные периоды, прежде чем открыть свои рынки труда для новых членов ЕС с востока. Что уж говорить, даже в мирное время, проходя по улицам чешской столицы, отовсюду только и доносилась до боли знакомая украинская речь. Она была всюду: на стройках, в магазинах, кафе… Можно представить, что может произойти с момента вступления Украины в блок.

Договоры ЕС обязывают членов помогать «всеми доступными им средствами» своим союзникам. Не нужно, наверное, говорить о том, что Европа не заинтересована иметь в своих рядах государство в состоянии конфликта, да еще и с неопределенными границами. По этой причине уже не раз упоминавшаяся здесь Сербия все так и стоит в очереди. Брюссель откровенно принуждает Белград признать независимость Косово.

Учитывая, что и внутри блока все чаще высвечиваются разногласия, прием целой пачки новых членов только усугубит обстановку. Как отмечает Reuters, после многолетней борьбы с Польшей и Венгрией из-за их недостатков в сфере верховенства закона, ЕС хочет убедиться, что, прежде чем принимать новых членов, у него есть эффективные способы обеспечить соблюдение ценностей и законов ЕС.

Если блоку удается доказать, что какая-либо страна нарушает верховенство закона и ставит под угрозу правильное расходование средств ЕС, то финансовый поток из еврокошелька в эту страну может быть приостановлен. Так и случилось с Варшавой и Будапештом. У Украины с ее врожденным желанием захапать побольше с этим явно могут быть проблемы.

Кстати, перспектива расширения блока до более чем 30 стран поставило перед Брюсселем вопрос, как бы уменьшить болезненность этого процесса. Одним из предполагаемых решений является возвращение к давно обсуждаемой концепции «многоскоростной Европы» и создания четырех кругов интеграции:

– Внутренний круг с глубокой интеграцией в таких регионах, как еврозона и открытая Шенгенская зона.

– Сам ЕС в целом.

– Более широкий круг ассоциированных членов, предполагающий участие в едином рынке ЕС и таможенном союзе, а также соблюдение общих принципов ЕС.

– Европейское политическое сообщество (EPC) как внешний уровень политического сотрудничества. Этот пункт исключает необходимость быть связанным законодательством ЕС.

Politico делает важный вывод, который актуален и здесь: хотя лидеры ЕС преодолели первоначальное препятствие на пути Украины к членству в Евросоюзе (в лице Орбана), это не гарантирует, что Киев будет допущен в клуб. Та же Венгрия вполне может отказаться голосовать там, где требуется единогласие. Второй раз трюк с кофе вряд ли удастся провернуть.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру