В конце прошлой недели с интригующим заявлением выступил командующий сухопутными войсками Украины Сырский. Он заявил, что российская армия наступает по всему фронту. Поэтому, по его словам, командованием «были приняты решения», которые обеспечат «устойчивость обороны» и сохранят жизни солдат ВСУ.
В понедельник, 11 декабря, разогревать украинскую публику продолжила экс-замминистра обороны Украины Анна Маляр. Она заявила, что ВСУ находятся в сложной ситуации на пяти направлениях: Купянском, Краснолиманском, Артемовском (Бахмутском), Марьинском и Авдеевском.
Эксперты восприняли эти заявления как признак того, что ВСУ готовятся к отводу войск. Вопрос только в том, на каком направлении это произойдет. Например, бывший офицер спецназа Анатолий Матвийчук в беседе с «МК» предположил, что ВСУ могут уйти из Херсона, так как вряд ли его удержат из-за отсутствия подготовленных войск и хорошей огневой защиты. Остатки бригад ВСУ с правого берега могут перекинуть на Запорожское или Харьковское направления.
Эту версию отчасти подтверждает критика в украинских СМИ и соцсетях провального «форсирования» Днепра в Херсонской области. Там уже открыто говорят о бессмысленности этой операции и об огромном количестве погибших морпехов ВСУ.
Военный эксперт, директор Музея сил ПВО Юрий Кнутов обратил внимание на то, что Украина начала строить оборонительные укрепления на севере страны.
– Вывод из заявлений Сырского и Маляр можно сделать следующий, – говорит он. – Украина уходит в оборону. Сейчас строятся оборонительные линии не только на востоке и юге, там, где, по словам Маляр, у ВСУ трудности. Уже сейчас ведутся инженерные работы и на севере – в Харьковской, Черниговской, Сумской, Киевской областях. Там, судя по всему, планируется создать новую серьезную линию обороны. По крайне мере, в Сумской области уже начались активные инженерные работы. ВСУ строят железобетонные кротовые норы.
– Юрий Альбертович, есть вероятность, что ВСУ начнут отводить войска? Если да, то с каких участков?
– Если мы говорим об отводе войск, то, вероятнее всего, это будет Авдеевка.
– А Артемовск? Это направление также было названо сложным для ВСУ.
– В Артемовске ВСУ пока останутся, так как серьезного продвижения наших войск там нет, большой угрозы «котла» также нет. Но это не касается Клещеевки, которая находится юго-западнее Артемовска. Там определенная часть войск ВСУ может попасть в окружение. Но это не такой серьезный «котел», который светит ВСУ в Авдеевке.
Действия ВСУ на Донецком направлении будут зависеть от дальнейшего развития ситуации, вернее, от нашей тактики. Ситуация для ВСУ, в общем-то, неблагоприятная, но пока еще не критичная. Поэтому вариант отвода войск все же, по-видимому, прорабатывается.
– Какие могут быть последствия для украинской армии после оставления позиций у Донецка?
– Это будет рассматриваться как серьёзное поражение, в первую очередь Зеленского как лидера. Отвод войск может сказаться на помощи, которую Украина получает. Об этом, по крайней мере, говорят все западные эксперты.
– А как ВСУ поступят с позициями на левом берегу Днепра?
– Я считаю, что пока украинцы будут за них биться. Да, потери украинской армии там огромные, больших результатов нет, но контролируемые клочки земли – это то, что может компенсировать неудачи украинской армии на трех других направлениях.
Ночью ВСУ переправляют до сотни человек на левый берег Днепра. Днем мы их перемалываем, а следующей ночью опять ВСУ посылают сотню. И так уже больше месяца. Полагаю, что пока на Херсонском направлении боевые действия будут продолжаться. А вот в Авдеевке, на мой взгляд, может получиться очень мощный котел, чего и боится противник.