В этом году военный бюджет Молдовы достиг полутора миллиардов леев, или 89 миллионов долларов. По сравнению с прошлым годом, он вырос на 68%. Для крохотной Молдавии это очень много. Втрое возросло количество совместных с НАТО программ. По мнению экс-президента Игоря Додона, нынешнее руководство Молдавии совместно с западными «партнерами» провоцирует размораживание приднестровского конфликта, в связи с чем он призвал президента Майю Санду добровольно уйти в отставку.
По просьбе «МК» складывающуюся в регионе ситуацию проанализировал приднестровский политик и эксперт, экс-сотрудник Министерства госбезопасности ПМР Дмитрий Соин.
- Для меня как приднестровца и активного участника всех событий, связанных с созданием и развитием Приднестровской республики, начиная с 1990 года, абсолютно очевидно, что ПМР пропала в стратегические клещи. – сказал эксперт. – Еще никогда республика не оказывалась в столь сложном положении.
С одной стороны - абсолютно враждебная Украина, которая воспринимает Приднестровье как российский анклав у себя в тылу. С другой стороны – Молдова, которая откровенно взяла курс на евроинтеграцию и интеграцию в натовские структуры. Все это направляется из Вашингтона, из посольства США в Молдове. Плюс в Кишиневе активно работает офис НАТО, работают представительства западных фондов. Там собран очень мощный ударный прозападный кулак.
Сама Санду – это фанатичный сторонник Запада, сторонник западных ценностей. Она по-своему даже аскетична. Для нее очень важно войти в историю в качестве политика, который покончил с российским присутствием в регионе. Это говорят люди, которые ее лично хорошо знают. Это абсолютно искренний, фанатичный враг России. Как только они сейчас закончат процесс перевооружения, сразу же перейдут к финальной силовой стадии ликвидации Приднестровья.
- Как скоро это может произойти?
- Пока речь идет об активизации всей агентуры – как классической, так и агентуры влияния. Вокруг Приднестровья создается информационный ажиотаж, предпринимаются усилия, чтобы нанести максимальный экономический, социальный, информационно-психологический ущерб Приднестровью. Это прелюдия уже к каким-то роковым событиям.
Я поддерживаю то, что озвучили господа Лавров и Додон – да, это обоснованное прогнозирование развития ситуации в регионе. Для Украины и Молдовы Приднестровье стало своего рода тем, чем был для Рима Карфаген. По аналогии с фразой «Карфаген должен быть разрушен» они говорят сегодня: «Приднестровье должно быть разрушено».
- Но Лавров при этом намекал, что Молдова станет жертвой такой политики, то есть ей не удастся просто взять и захватить Приднестровье.
- Лавров сигнализирует Кишиневу, что РФ не будет спокойно наблюдать за уничтожением Приднестровья. В регионе живет четверть миллиона людей с российскими паспортами, остальные подпадают под категорию «соотечественники». Там находятся российские военные склады, остатки 14-й армии, российские миротворцы. Любая агрессия в отношении них встретит ответные действия РФ. Лавров об этом и говорит.
От Херсонской области до Приднестровья около 300 километров. Если там начнут развиваться лавинообразные события, то прорваться на помощь приднестровцам будет очень сложно. Но, тем не менее, Российская Федерация может наносить дистанционные удары по войскам агрессора. Молдова не готова к тому, чтобы в Кишиневе рвались какие-то боеприпасы. У них нет для этого внутреннего фанатизма и мужества. Им бы хотелось задушить Приднестровье по-тихому, через какие-то диверсии, вылазки, задержания, похищения. Но если все войдет в горячую фазу, Россия может и дистанционно поддержать Приднестровье. Для этого есть все необходимые вооружения и технические возможности.