Об освобождении поселка Хромово, который ВСУ смогли удержать весной, во время битвы за Артемовск (Бахмут), объявили 29 ноября. На северном фланге Артёмовска штурмовые группы бригады ВДВ в ходе дерзкой атаки, пробили брешь в обороне ВСУ и заняли позиции. ВСУ понесли существенные потери, выжившие боевики бежали.
Это важный тактический успех. После недавнего контрудара нам удалось отодвинуть противника от Берховского водохранилища, а затем, наконец, продвинуться к окраинам Хромово и буквально выдавить оттуда вэсэушников.
На следующий день после освобождения поселка в социальных сетях появились жуткие кадры. Хромово оказалось завалено трупами солдат ВСУ. Очевидно, противник находился под постоянным огневым давлением наших войск, и был не в состоянии эвакуировать тела погибших, Некоторые, судя по всему, пролежали там не одну неделю. Наши бойцы и военкоры сообщают, что в Хромово ВСУ своих «двухсотых» просто бросили.
Сейчас под нашим огневым контролем ближайшие к Хромово лесополосы, к северу и северо-западу от него, а также участок автомобильной дороги, соединяющей Артёмовск с Часовым Яром.
В четверг, 30 ноября, поступили сообщения о продвижении в сторону Богдановки. Нашим штурмовым группам удалось с юго-востока дойти до центра поселка.
Командование ВСУ признало, что под нашим артиллерийским и минометным огнем находятся украинские позиции в районе десяти населенных пунктов, в частности, у Часова Яра, Богдановки, Ивановского, Клещеевки, Нью-Йорка (Новгородское).
ВСУ пытаются удержать канал Северский Донец – Донбасс в качестве основной линии обороны, чтобы не дать нашим войскам расширить контролируемую территорию к Часову Яру и Константиновке. Для нас Часов Яр становится узлом, который открывает путь на Константиновку, Славянск и Краматорск.
Военный эксперт Андрей Клинцевич в беседе с «МК» объяснил важность тактической задачи по взятию Хромово, которую выполнили наши бойцы.
- Система обороны в Славянско-Краматорской агломерации и далее, в направлении Артемовска, была выстроена по принципу кольцевой увязки городов-крепостей. В принципе, это кольцо мы разрубили, взяв Соледар и Артемовск. На севере есть определённый выступ фронта - это Северск, Константиновка, Часов Яр, Славянск, Краматорск, которые находятся под контролем ВСУ. Первоначально, когда мы брали в клещи Артемовск и пытались перерезать снабжение группировки ВСУ, оно как раз шло через Хромово. Украина, потратив огромное количество резервов, удержала его за собой, для того, чтобы сохранить эту линию снабжения. Для них и для нас этот посёлок тогда являлся ключевым.
Эксперт напомнил, что тогда нашим командованием было принято решение штурмовать Артемовск «в лоб», после чего и взятие Хромово перестало быть принципиальным.
- Когда мы освободили последние кварталы Артемовска, взятие деревни Хромово, находящейся на определенном расстоянии от города, стало непринципиальным с точки зрения логистики или снабжения. Хромово стало просто одним из рубежей обороны противника, пояснил Клинцевич.
При этом, напомнил он, Зеленский до сих пор не признал сдачи Артемовска (Бахмута), но, тем не менее, предпринял огромные попытки его деблокировать.
- Они бросили сюда порядка пяти бригад, сняв их с разных направлений, чтобы нас выбить оттуда, разомкнуть эти клещи. Им частично это удалось... Но сейчас, когда противник был вынужден перебрасывать свои резервы на другие участки, мы воспользовались ситуацией, ослаблением противника и пошли вперёд, улучшая своё тактическое положение. Взятие Хромово говорит о том, что мы уже выходим за пределы города. Сейчас идёт битва за Клещеевский укрепрайон, который расположен на возвышенности. И наше движение в направлении Константиновки и Часов Яра также говорит о том, что мы поддавливаем противника и подходим к основным рубежам его обороны.