Автор обращения - председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов. Во всяком случае, стоит под текстом именно его имя - и никаких других имен нет. Ни с кем из соратников не захотел лидер партии делить лавры первоидеолога. Кстати, сам автор без ложной скромности называет свое детище "историческим документом".
"России необычайно повезло", сообщают народу Компартия и лично Геннадий Андреевич. Повезло в том, что "в самый сложный для нее период распада, разрухи, всеохватного кризиса" страну возглавил Ленин, который как никто понимал "суть переломных событий и пути выхода из трагического положения", который "нащупал "нерв истории" и возглавил движение вперед".
Но есть и еще более радостная новость: везение на этом не закончилось. Завершается обращение следующими оптимистичными строками: "Мы без тени сомнений, отчетливо и гордо повторяем за Владимиром Маяковским:
Ленин жил,
Ленин жив,
Ленин будет жить!
Так что, уважаемые соотечественники, вперед под Победоносным Ленинским Знаменем – в Будущее! В Сильную, Справедливую, Социалистическую Россию!".
Вслед за публикацией обращения в КПРФ прошла "общероссийская учеба КПРФ на тему "В.И. Ленин и И.В. Сталин в современной идейной борьбе". Открыла мероприятие лекция Зюганова, обстоятельно рассказавшего о деяниях обоих вождей. Но больше все-таки о "гениальных подвигах" Ильича.
Выступление в целом повторяет тезисы обращения. Однако есть интересные дополнения. К великим ленинским подвигам, коих Геннадий Андреевич насчитал аж пять, он отнес в том числе "сбережение народа". Мягко говоря, не бесспорное утверждение.
Собственно, даже коммунисты до сих пор не осмеливались утверждать, что народу в России в результате ленинского правления прибыло. Минимальная оценка демографических потерь страны за годы Гражданской войны - 8 миллионов человек. А, скажем, известный советский статистик Станислав Струмилин оценивал прямые и косвенные потери в 21 миллион.
Но мы с Геннадием Андреевичем спорить не будем. Во-первых, спорить бесполезно: на вкус, цвет и политических кумиров товарищей нет. Во-вторых, не вполне понятно, что Зюганов имеет в виду под "сбережением народа". От "гнета капитализма" Ленин народ, несомненно, уберег. Заковав, правда, в более тяжелые кандалы.
Нельзя, однако, не заметить, что в современный политический контекст "вождь мирового пролетариата" вписывается так себе. Очень плохо, откровенно говоря, вписывается. Нет, с тем что "Ленин жив" можно отчасти согласиться. Он, может быть, и не "живее всех живых", но ничуть не менее живой, чем большинство нынешних вождей КПРФ, сильно смахивающих на роботов-андроидов со сломанным голосовым устройством: повторяют, как мантру, одно и то же.
Представить их во главе страны столь же сложно, как и мумию, лежащую на Красной площади. Да они и сами не очень-то стремятся очутиться по ту сторону Кремлевской стены. О чем ясно говорит следующее заявление Зюганова, сделанное в ходе партийной учебы: "Президенту, вслед за его заключением, что "капитализм зашел в тупик", неизбежно придется принимать решение о новом курсе. Наша партия и ее лево-патриотические союзники этот курс, эту политику и бюджет предложили и продемонстрировали".
Учитывая, что до выборов всего ничего, "решение о новом курсе" президенту, по зюгановской логике, придется принимать уже после избирательной кампании. Ну, то есть президент будет все тот же, смены власти коммунисты не предвидят. Себя же они, судя по всему, видят комиссарами при волевом и идущем в целом верным путем, но оступающемся иногда и не вполне идейно зрелом командире. В роли, короче, Фурманова при Чапаеве.
Но ведь и тут беда: если у Чапаева с Фурмановым принципиальных идеологических разногласий не было, то у Путина с коммунистами, ведомыми бессмертным Лениным, они, можно сказать, на каждом шагу. Куда ни ступи. Скажем, по Зюганову, Ленин "все сделал для того, чтобы возродить Российскую державу в новой форме", "сумел воссоздать российскую государственность".
Эту мысль продолжил заместитель председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков: "Некоторые такие, знаете, оригиналы, оппонирующие нам, пытаются обвинять большевиков в том, что они закладывали бомбу под российскую государственность и вообще были против государственности. Это достаточно смешно... Большевики-то как раз и выступали за то, что строить социализм без государства невозможно. Они выступали за крепкое, пролетарское государство".
Для справки: в числе таких "оригиналов" - нынешний президент России. Его оценка результатов ленинского госстроительства хорошо известна: "Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом... Ленин выступил за то, чтобы государство, Советский союз, образовался на основе полного равноправия с правом выхода из Советского союза. И вот это и есть - мина замедленного действия под зданием нашей государственности".
Совсем не в тренде оказался бы сегодня Ленин и со своими взглядами на традиционные ценности. В том числе - со своим отношением к религии. "Всякий боженька есть труположество, - считал бескомпромиссный Ильич. - Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость... самая гнусная «зараза»".
Эх, не знал Владимир Ильич, пиша эти строки (письмо Максиму Горькому, 1913 год), что сделают с его собственным трупом создатели нового, коммунистического культа. Знал бы, наверняка был бы поаккуратнее в выражениях.
И уж совершенно не ко двору пришелся бы нынче ленинский взгляд на тему, так сказать, войны и мира. Да что там не ко двору! Загремел бы, пожалуй, "вождь мирового пролетариата" с такими взглядами - вздумай выразить их публично - под фанфары.
Вот что он писал, к примеру, о Первой мировой войне: "Нельзя великороссам "защищать отечество" иначе, чем желая поражения во всякой войне царизму... Лозунгом должно быть превращение национальной войны в гражданскую войну... Наименьшим злом было бы поражение царской монархии и ее войск... Царизм во сто раз хуже кайзеризма".
Казалось, жизнь, которая всегда богаче представлений о ней (тем более - представлений более чем столетней давности), должна была заставить продолжателей дела Ленина отречься хотя бы от части его идейного наследия. Но нет, все, абсолютно все, остается в силе. "Марксистско-ленинская теория универсальна, - заявляет товарищ Зюганов. - Она столь же актуальна сегодня, как и в начале XX века".
Сам Ленин, кстати, был куда гибче: теории, перестававшие отвечать практике, менял как перчатки. Сам Ленин, окажись он в нашей эпохе, в нашей ситуации, - живой Ленин, по-настоящему живой, а не в виде мумии, - сумел бы, пожалуй, адаптироваться и к ней. Но вот с наследниками Ильичу явно не повезло. Наследники, похоже, совершено безнадежны.
Да, они ничего не забыли. Они по-прежнему свято чтут, по-прежнему любят его, доходя в своем обожании до того, что сам Ленин со свойственной ему прямотой назвал бы труположеством. Но ничему, ничемушеньки, увы, не научились.