Гордый обладатель полученного им еще в детстве прозвища Сумасшедший, профессор экономики Хавьер Милей выступает за свободную продажу человеческих органов, охотно рекламирует свои услуги в качестве инструктора по тантрическому сексу и обещает упразднить местный Центральный банк за ненадобностью.
Да, чуть не забыл: Россию он тоже не любит, потому что, по его мнению, наша страна по-прежнему «управляется коммунистами». Поэтому о расширении блока БРИКС за счет Аргентины и вообще о теплых отношениях между Москвой и Буэнос-Айресом можно временно забыть — именно временно. Обладатель такого набора взглядов вряд ли надолго задержится у власти.
А ведь когда-то Аргентина поражала весь мир не своими президентами-оригиналами, а своим высоким уровнем жизни. Было это, правда, довольно давно: около ста лет тому назад и раньше.
На излете XIX века ВВП Аргентины на душу населения превышал аналогичный показатель США. Переселенцы из Европы создали на плодородных землях Аргентины очень прибыльную сельскохозяйственную отрасль. Деньги в страну текли рекой. Черпая из этой «реки», местная элита отстроила Буэнос-Айрес — город, который считается «Парижем Латинской Америки».
Тревожные звоночки, правда, звучали уже тогда. Аргентинское начальство обожало занимать большие суммы на международных финансовых рынках, не думая, как их отдавать. Дефолты начали регулярно случаться в Аргентине еще в том же XIX веке. Но до поры до времени это не мешало стране наслаждаться «вечным карнавалом».
Эта самая «пора» наступила, когда в 1929 году мир накрыла Великая экономическая депрессия. Приблизительно с тех самых пор Аргентина ковыляет от одного экономического кризиса к другому, а местная политика напоминает бесконечную мыльную оперу, прерываемую лишь трагическими интерлюдиями: государственными переворотами с танковыми боями на улицах столицы и бесчинствами «эскадронов смерти», которые врываются ночью в квартиры подозреваемых в нелояльности граждан, а потом сбрасывают их с самолетов прямо в море (этот изуверский способ расправы широко практиковался в период правления военной хунты в 1976–1983 годах).
Иногда кажется, что очередному новому «президенту-спасителю» удалось добиться чуда: стабилизировать местные финансы. Но по прошествии нескольких лет все неизменно возвращается в начальную точку: гиперинфляция, дефолт и прочее и прочее.
Например, во времена гайдаровских экономических реформ в России было модно ссылаться на «вдохновляющий» опыт тогдашнего министра экономики Аргентины Доминго Кавальо, который реформировал народное хозяйство страны, строго следуя советам международных финансовых институтов.
Восторги поутихли лишь тогда, когда в 1996 году «чудо-министра» уволили за профнепригодность: «поборов» инфляцию (или, вернее, привязав национальную валюту страны песо к доллару), он одновременно убил местную промышленность, раскрутил объем государственного долга почти до ста миллиардов долларов и резко повысил уровень бедности.
«Прямо карусель получается. Белые пришли — грабят. Красные пришли — грабят» — для Аргентины такая ситуация очень знакома. Левые и правые силы чередуют друг друга у власти. Но это не приводит к долгосрочным экономическим изменениям в лучшую сторону. В последние годы у руля в Буэнос-Айресе были левые. И вот какими «достижениями» они могут сейчас похвастаться.
Весной 2020 года за доллар давали 80 песо, а сейчас зеленый стоит около 1000 песо. Вот где зарыт секрет успеха Хавьера Милея. Прежнее начальство страны настолько опротивело, что харизматичный клоун выглядит как вполне достойная альтернатива. Но «выглядеть» и «являться» — это, как известно, совсем разные вещи. Хавьер Милей в жизни не управлял ничем крупным. Его самое значимое карьерное достижение в прошлой жизни — пост депутата парламента.
Прибавим к этому сомнительную эффективность его экономических идей (за счет свободной продажи органов экономику не поднимешь), отсутствие политической поддержки в том же парламенте (за Милея там 7 из 72 сенаторов и 38 из 257 депутатов нижней палаты), и мы придем к неизбежному выводу: под веселым, даже забойным руководством нового президента Аргентина лишь еще глубже погрузится в трясину политического кризиса.
Для России все это, конечно, обидно. Аргентина — одна из тех стран, которую пригласили присоединиться к БРИКС. Учитывая резко негативное отношение Милея к Москве и Пекину, он этим приглашением вряд ли воспользуется. Но это как раз тот случай, когда тактическое поражение резко повышает шансы на будущую стратегическую победу.
Ладно Россия: она для Аргентины экономический партнер не из разряда совсем жизненно важных. Но вот Китай к этому разряду точно принадлежит. Рвать экономические связи с КНР, как это не прочь сделать Милей, — это для Аргентины рубить сук, на котором она сидит. Вывод: рано или поздно (причем скорее рано) этот самый «сук» придется «ремонтировать» — а заодно возвращаться к вопросу членства в БРИКС.
А пока суд да дело, БРИКС без Аргентины точно проживет. Это ведь не политический и оборонный блок по примеру НАТО и не политическое и экономическое объединение по образцу Европейского союза. Это всего лишь клуб по интересам, который в будущем может трансформироваться в нечто более осязаемое, а может и не трансформироваться.
Короче, пусть они пока в Аргентине развлекаются так, как хотят. Среди проблем Москвы тот факт, что Буэнос-Айрес повернулся к ней спиной, занимает даже не десятое, а сто десятое место.
Читайте материал «Тантрический секс и клон собаки: новый президент Аргентины Хавьер Милей прославился эпатажем»