На видео, которое разошлось по соцсетям, можно увидеть поражение железнодорожного моста тяжелой бомбой. Мощный удар пришелся точно в один из пролетов. Telegram-канал Fighterbomber, который ведет профессиональный летчик, в свою очередь, отметил, что российская армия начала «пробовать бить полуторками».
Информацию об ударах по железнодорожному мосту подтвердили и украинские ресурсы. Впрочем, название, а также местоположение моста так и осталось неизвестным.
Военный эксперт, директор Музея сил ПВО Юрий Кнутов рассказал «МК», почему российская армия раньше избегала таких ударов.
- Для того чтобы применять фугасные авиационные бомбы, самолёт сначала должен выйти к цели, - рассказывает эксперт. - Хоть мы и говорим, что ПВО Украины уничтожено, но в значительной степени оно восстановлено за счет западных поставок, особенно, что касается прикрытия малых высот.
Малые высоты прикрываются очень мощно переносными зенитными ракетными комплексами — ПЗРК - и зенитными комплексами малой дальности, которые поставляют Украине страны НАТО. Комплексов средней и большой дальности у ВСУ мало, а вот комплексов ближнего действия очень много.
Точное бомбометание обычно производится с расстояния в несколько километров. При этом эффективная дальность ПЗРК - 3,5-4 километра. Поэтому раньше посылать самолеты бомбить мосты обычными свободнопадающими бомбами - означало отправлять экипажи на верную смерть.
Ситуация резко изменилась, рассказал эксперт, после того как у нас появились управляющие модули планирования коррекции – УПМК, с помощью которых обычные бомбы стали переделывать в планирующие и управляемые. Сброшенные с большой высоты такие бомбы способны в автономном полете преодолевать 50-70 километров. То есть самолетам для их сброса совсем не обязательно теперь заходить в зону действия ПВО противника. Лётчики стали спокойно наносить удары, не опасаясь, что по ним будет работать натовские ЗРК.
- Вначале мы использовали бомбы калибра 250 килограммов - ФАБ-250, потом 500 килограммовые ФАБ-500. И вот сейчас появились планирующие полуторатонные бомбы ФАБ-1500. Я думаю, что работы ведутся и над бомбами большего калибра. Как только модули планирования и коррекции стали устанавливать на полуторатонные бомбы, естественно, появилась возможность сбрасывать их на определённой скорости и высоте. При этом бомба может пролететь десятки километров и обеспечить очень высокую точность поражения. Разрушительная сила этой бомбы - как у трех ракет «Искандер».
- С учетом всех расчётов можно установить, какой мост был поражен?
- Сложно сказать. Но если Минобороны не считает нужным раскрывать пораженный мост, значит, так надо. Потому что противник вычислит примерный район сброса бомб и устроит засаду для наших самолетов зенитно-ракетными комплексами.
Еще в годы Великой Отечественной войны устраивались подобные засады. Потом, во Вьетнаме, мы широко и очень эффективно применяли зенитно-ракетные комплексы С-75 для засад против американцев. На Ближнем Востоке засады ПВО тоже использовались, и это привело в своё время к тому, что даже Израиль вынужден был заключить перемирие с Египтом. Тогда именно скрытые зенитно-ракетные комплексы С-125 обеспечили то, что в первом же бою Израиль потерял сразу пять самолётов.
Сербы сбили в 1999 году американский самолет-невидимку из засады. Поэтому я думаю, что Минобороны исходит из того, что подобного рода информация, о том, как именно цель была поражена и в каком районе, позволит противнику лучше подготовиться к новым нашим атакам, что нежелательно.