Как заявил представитель датского военного командования, «в качестве основания для проверки будут законы, позволяющие проверять суда, которые представляют экологическую угрозу». По подсчетам датчан, ежедневно через датские проливы перевозится примерно 2 млн баррелей российской нефти.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, комментируя планы Дании задерживать танкеры с нефтью из России, напомнил о необходимости соблюдения правил международного судоходства.
– Дания, если это нормальное государство, а не морской разбойник, должна соблюдать все нормы международного морского права и заключенные международные договора, – говорит Владимир Гундаров. – Датские, или, как их еще называют, Балтийские проливы – это проливы Большой и Малый Бельты, Зунд. Они соединяют внутреннее море с открытым морем и уже 166 лет являются открытыми для гражданского судоходства. Там нет никаких пошлин, никаких ограничений для гражданских судов.
– А для военных?
– Для военных кораблей, которые следуют через Балтийские проливы, определен свой порядок для мирного времени. Ограничение это такого рода: если идут один, два или три военных корабля, они должны за трое суток предупредить Данию, что будут проходить проливы, следуя в одну или другую сторону. Если идет отряд, в котором больше трех военных кораблей, они должны Данию предупредить за 8 суток.
Российские военные корабли, следуя в дальние морские походы, все время проходят через эти проливы. И действуют в соответствии с правилом, которое было установлено еще 166 лет назад Копенгагенской конвенцией, участником которой является Россия. Никто Россию не исключал из неё, Россия и сама не выходила.
– Какие могут быть действия с нашей стороны, если Дания все же решит досматривать танкеры?
– Прежде всего – обращение в морской арбитраж, в международные организации с жалобой. Если такие будут случаи – это нарушение международных договоров, заключенных с Россией.
– Если они собираются нас там не пропускать, то это что – как объявление войны, получается?
– Они не говорят, что не собираются нас пропускать. Они собираются досматривать суда. Я не могу представить, как это может быть с проверкой нефти. Если, например, это старый танкер какой-то, у которого нет европейской страховки, а застрахован российской компанией... Что они хотят сказать: разворачивайте этот танкер на 180 градусов и отправляйте его обратно в Россию? Но это же противоречит международным соглашениям.
– А мы можем послать вместе с танкерами наши военные суда, чтобы не позволить им проводить такие осмотры?
– Конечно. За три дня уведомляем Данию, что наш военный корабль будет проходить проливами. И этот корабль имеет полное право препятствовать незаконным действиям датских пограничных сил в отношении наших гражданских судов.
Похожий случай был – правда, не в отношении Дании, а в отношении Норвегии, которая запретила российским рыбакам ловить рыбу возле Шпицбергена. Хотя по договору мы имеем право там вести лов рыбы. В тот район направили российские корабли Северного флота, и они охраняли наши рыболовные суда.