Украинцев, желающих переехать в Россию, поставили на «стоп»

Правозащитница Шеслер: «Из-за закрытия пунктов пересечения границы им въехать в нашу страну стало практически невозможно»

Украинские беженцы больше не могут попасть в Россию. Вернее, почти не могут. Формально для них остаются два способа. По воздуху через Шереметьево, но это очень дорого, а наземный пункт на границе Псковской области, в конце октября закрыла Латвия.

И если в сентябре российские власти обещали, что украинским беженцам мы будем всегда рады, и они могут приезжать сюда даже с просроченными паспортами, то сейчас по факту оказаться в РФ те не в состоянии даже с действующими паспортами.

Правозащитница Шеслер: «Из-за закрытия пунктов пересечения границы им въехать в нашу страну стало практически невозможно»

«Раньше добраться окружными путями до России из Украины можно было за 800–1000 долларов, сейчас эта сумма увеличилась в несколько раз на одного человека и стала неподъёмной, но, даже имея ее, пересечь границу крайне сложно», — комментирует ситуацию Лариса Шеслер, председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины.

Шеслер рассказала, что с начала этого года и до сентября примерно 170 тысяч людей с паспортами Украины въехали в Россию. В это число не входят жители ЛДНР, Херсонской и Запорожской областей. Только граждане самой Украины.

- А откуда они едут и зачем?

- В основном из Европы. А так откуда угодно могут быть — из Харькова, Николаева, Одессы. Сюда они добирались окружным путём, так как прямые границы между нашими странами давно закрыты. Подавляющее большинство ехали автобусом через Польшу, Молдавию, Белоруссию, Прибалтику.

- 170 тысяч человек — это много или мало?

- Это почти тысяча в день. В сентябре прошла информация о том, что все граждане Украины могут въезжать в Россию по любым документам, в том числе по просроченным паспортам. Это послабление было оправданно, так как многие беженцы, находившиеся в Европе, утратили свои документы или у тех закончился срок действия. Но на деле все оказалось ровно наоборот. Украинцев теперь не просто не пускают по любым документам, а и количество пунктов, через которые они могут попасть в Российскую Федерацию, ограничили двумя.

- А раньше сколько было?

- Много. Через Белоруссию, через Грузию в Верхнем Ларсе Россия закрыла пункты пропуска, оставив только Шереметьево и Лудонку, это Псковская область на границе с Латвией. Но далеко не все международные рейсы прилетают в Шереметьево — из Турции, например, большинство садятся во Внуково и в Домодедово. Однако другие аэропорты украинцев принимать тоже полностью прекратили. 

- Возможно, уменьшение числа пунктов связано с фильтрацией приезжих? Чтобы шпионов среди них не было?

- Да, безусловно, это связано с проверкой граждан, приезжающих с украинскими паспортами. Понятно, что военный конфликт предполагает такие меры предосторожности. Но, поверьте, шпионы и агенты ГУР и СБУ найдут возможность иметь чистейшие документы, идеальные соцсети, которые изучаются при въезде, достаточные средства, чтобы купить билет на самолёт, приземляющийся в Шереметьево. Все это ударило по обычным людям. Им  попасть в Россию теперь не по силам, и не по финансам.  В довершение всего и  Латвия закрыла свой пункт перехода в Лудонке. С нашей стороны он есть, но попасть в страну через него нельзя.  Беженцы, которые стремятся в Россию,  не понимают, что делать. Обещали, что будут пускать по просроченным паспортам, в результате на самолёт по недействительному паспорту за границей не сажают. 

- Они едут из Европы, где, как говорят, помощь, социальная поддержка, бесплатное жилье, работа, подъёмных больше. Какие причины?

- В Европе сейчас находится уже порядка 7 миллионов беженцев из Украины. Программы помощи постепенно сокращаются, к тому же языковой барьер для западно-европейских стран оказался непреодолим. В Германии очень сложно с этим. Но к нам ведь не только из Европы едут, но и из русскоязычных регионов, до недавнего времени из территорий, где продолжаются военные действия. И оттуда тоже въехать невозможно. Из Запорожья, из той же Херсонской области, которая контролируется Украиной. А ведь те, кто к нам сюда приезжает, это реально люди, которые хотят жить в России, чтобы их дети получали здесь образование, создавали семьи. Они чувствуют себя русскими. А с ними в ответ вот так.

- Но почему же они раньше сюда не выехали?

- Не могли. Многие ждали улучшения ситуации, и что Россия к ним придёт. У многих не было средств или возможностей. Куда денешь тех же стариков, если они на руках? Мужчины не могут выбраться, так как до 60 лет они подлежат мобилизации, и их через границу не выпускают. Масса всевозможных проблем, которые иногда невозможно сразу решить — а теперь они в тупике.

- Сколько же у нас уже украинских беженцев, и скольких мы ещё готовы принять?

- Смотря кого подразумевать под беженцами. По разным оценкам сюда прибыли с февраля 2022 года до нескольких миллионов человек, но многие являются жителями присоединённых территорий, они уже получили гражданство РФ. 50-60 тысяч харьковчан покинули в прошлом сентябре свой регион вместе с российскими войсками. Вот они как раз могут иметь статус беженцев. По первому полугодию 2023-го, больше 30 тысяч украинцев получили российское гражданство. Разброс колоссальный. А последних цифр мы и не знаем. С августа этого года миграционную статистику в РФ не обновляют.

- У вас есть конкретные предложения, как исправить ситуацию с въездом беженцев на нашу территорию?

- Естественно, есть. Если Латвия закрыла наземный пункт, то нужно открыть какой-то альтернативный, например, через Белоруссию. Да, сложно, наверное, нужно будет проводить фильтрацию и количество таких КПП должно быть строго ограничено, но сухопутное пересечение границы с РФ для украинских беженцев должно остаться!

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29156 от 14 ноября 2023

Заголовок в газете: Невъездные

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру