Спустя год после их последних личных переговоров Си Цзиньпин и Джо Байден вновь встретятся лицом к лицу в среду в Сан-Франциско, встреча, которая будет доминировать в событиях саммита АТЭС, поскольку президенты Китая и США стремятся стабилизировать отношения во все более напряженном геополитическом климате.
Как пишет в своем аналитическом материале старший корреспондент по Китаю The Guardian Эми Хокинс, встреча, которая может продлиться несколько часов, является кульминацией многомесячных диалогов на более низком уровне, которые проходили летом, когда Вашингтон направил в Китай больше делегатов, чем Пекин в США.
Тот факт, что лидер Китая впервые за шесть лет посещает США, демонстрирует определенную добрую волю с китайской стороны. Ожидается, что среди других мероприятий Си Цзиньпин выступит на ужине, организованном Национальным комитетом по американо-китайским отношениям и Американо-китайским деловым советом, стоимость билетов на который начинается от 2000 долларов.
Выступление Си Цзиньпина перед американо-китайским деловым сообществом подчеркнуло бы стремление китайского президента привлечь иностранные компании обратно в Китай, многие из которых были напуганы трехлетним нулевым уровнем Covid и недавними рейдами иностранных консалтинговых фирм, а также растущим числом ограничений США на ведение бизнеса с Китаем, особенно в высокотехнологичных секторах.
Жесткие ограничения на экспорт передовых технологий в Китай вступят в силу 16 ноября, на следующий день после встречи Си Цзиньпина с Байденом. Новые правила представляют собой ужесточение контроля, введенное в прошлом году, направленное на то, чтобы перекрыть Китаю доступ к самым современным полупроводникам, которые необходимы для разработки продвинутого искусственного интеллекта.
“Что касается цепочки поставок, то если Соединенные Штаты продолжат подавлять китайские чипы высокого класса... это определенно окажет негативное влияние на развитие собственной электронной промышленности Китая”, – говорит специалист по международным отношениям из Шанхая Шен Динли, который ожидает, что полупроводники станут областью особого внимания. беспокойство китайской стороны.
Аналитики по обе стороны Тихого океана подвергли критике тот факт, что тарифы на китайский импорт стоимостью около 370 миллиардов долларов, введенные администрацией Трампа, были оставлены в силе Белым домом Байдена.
Также наблюдается ухудшение геополитического климата, поскольку Китай и США теперь находятся по разные стороны двух крупных конфликтов, а не только конфликта на Украине, который омрачил предыдущую встречу лидеров на саммите G20 в Индонезии в прошлом году.
Айзек Стоун Фиш, основатель Strategy Risks, ориентированной на Китай информационной компании, говорит, что “политическая реальность Пекина имеет для него гораздо большее значение, чем экономическая реальность”, добавляя, что конфликт на Украине и израильско-палестинская война “в целом выгодны Пекину”.
Отказ Пекина осудить ХАМАС за недавнее насилие в Израиле и Палестине разочаровал западных лидеров и подчеркивает, почему “Коммунистическая партия [Китая] представляет наибольшую угрозу глобальным интересам Америки”, согласно Стоуну Фишу.
Тем не менее отношения, похоже, стабилизировались после нисходящей спирали, которая ускорилась в феврале после того, как американские войска сбили китайский аэростат, который парил над Южной Каролиной. Позже было установлено, что воздушный шар не отправлял разведданные обратно в Китай, но масштабы кризиса в американо-китайских отношениях, вызванного этим инцидентом, встревожили многих наблюдателей.
В этом месяце США и Китай провели переговоры по контролю над вооружениями и нераспространению впервые со времен администрации Обамы. Госдепартамент США охарактеризовал переговоры как “откровенные” и “конструктивные”, поскольку официальные лица обсуждали, как обеспечить, чтобы экономическая конкуренция и разногласия по целому ряду тем, включая Тайвань, не переросли в конфликт.
Представители США и Китая по климату также недавно провели переговоры в Калифорнии, которые привели к “положительным результатам”, по данным министерства экологии и охраны окружающей среды Китая. Ожидается, что детали нового американо-китайского соглашения по климату станут известны на саммите АТЭС.
А Китай и США, наряду с Великобританией, ЕС и Австралией, недавно подписали “декларацию Блетчли” относительно рисков, создаваемых пограничным искусственным интеллектом.
Но, с точки зрения Пекина, самый важный вопрос для американо-китайских отношений остается таким же, каким он был год назад: Тайвань, отмечает The Guardian. Байден был более решителен, чем его предшественник, в риторической поддержке острова, на который Китай претендует как на часть своей территории.
В прошлом году Байден заявил, что США направят вооруженные силы для защиты Тайваня в случае “беспрецедентного нападения” со стороны Китая, комментарии, которые были осуждены Пекином, напоминает The Guardian.
“Пекин не видит особых возможностей для фундаментального изменения курса американо-китайских отношений”, – говорит Джуд Бланшетт, заведующая кафедрой изучения Китая Фримена в Центре стратегических и международных исследований.
Но поскольку выборы не за горами как на Тайване, так и в США, это может стать последней возможностью Пекина изложить свои аргументы администрации Байдена перед годом потрясений в 2024 году.