В числе тех, кто рискнул отправиться на Украину были, например, Мануэль Барриос, Луис Алехандро Эррера, Хоан Серон. У каждого из них был повод завербоваться: у кого-то отбирали дом за долги, кому-то не хватало денег на обучение ребенка или достала крайняя нужда. Все трое погибли.
Вот как сказал о колумбийских наемниках ВСУ отставной снайпер колумбийской армии Кристиан Перес, который тоже подумывал поехать на Украину, но благоразумно от этой идеи отказался: «Я не верю, что они вообще слышали об Украине до начала войны. Все сводится к экономическим мотивам».
Отставные профессиональные военные в Колумбии получают ежемесячную пенсию в размере $400-600. А на Украине наемникам сулили $3 тыс. в месяц.
Как попадают колумбийцы в восточную Европу? По их рассказам, они самостоятельно добираются до Польши, порой продавая автомобили, чтобы позволить себе поездку. На украинской границе они сообщают пограничникам, что имеют военный опыт и хотят воевать за Украину. Затем они попадают на военную базу в западноукраинском городе Тернополь. Там проходят формальный медосмотр и направляются в Иностранный легион ВАСУ или 49-й пехотный батальон «Карпатская Сечь». Наемникам выдают дебетовые карты, которые они пересылают своим родным в Колумбию.
Однако колумбийцы, захотевшие за деньги повоевать на Украине, не учли важное обстоятельство: навыки, полученные в колумбийских джунглях и горах, малоприменимы на Украине. По их словам, характер боевых действий сильно отличается от всего, с чем им приходилось сталкиваться.
Вот как они об этом говорят: ближний бой с применением автоматического оружия в условиях плотной застройки заменяется бомбардировками на открытой местности. При этом наемники не могут рассчитывать на превосходство в воздухе, которым они пользовались в Колумбии, при нанесении авиаударов или эвакуации.
«Те, кто хочет приехать сюда, сначала подумайте, - предупреждал в чате ветеранов в октябре этого года один колумбийский доброволец. - Колумбия – это детские игры, по сравнению с тем, что происходит здесь. Когда рядом с тобой впервые взрывается ракета, вот тогда ты видишь дьявола воочию».
Он сообщил, что из 60 колумбийцев, приехавших с ним, осталось только семеро. Остальные были либо убиты, либо ранены или вернулись домой, испытав, что творится на фронте.
Наемник по имени Барриос по телефону рассказывал жене, что боевые действия оказались более опасными, чем он ожидал. Ему нужны были деньги на дом и троих детей. Но он погиб в результате ракетного удара после 20 дней пребывания на фронте, не заработав ничего.
Украина вроде как обязалась выплачивать семьям погибших наемников по $411 тыс. Однако для этого истцу надо лично приехать на Украину и подать заявление о компенсации. Такая возможность есть далеко не у всех. «Единственная память о службе мужа на Украине - коробка с флагами Украины и Иностранного легиона, которая была доставлена вместе с его телом», - рассказывает вдова.