Больше месяца жители сектора Газа живут в условиях гуманитарной катастрофы – без еды, воды и электричества.
В списках на эвакуацию записались больше 500 россиян. Из них около 300 детей.
Чуть меньше выглядел список украинцев, которые покидали анклав. В четверг ещё не было ясности, все ли они смогли выбраться.
«Если ваше имя появилось в списках на эвакуацию, рано радоваться. Нужно преодолеть массу препятствий, чтобы выбраться, – рассказывает одна украинка. – У нас с собой была маленькая сумка, больше не унесли бы. До границы шли пешком под палящим солнцем, под дулом танков, перешагивали через тела погибших.
Снимать видео нам запретили, одно лишнее движение - и можно было лишиться жизни. Нас предупредили, что в течение пары дней мы заедем в Египет, потом посольство вывезет нас в Молдавию».
Знакомая белоруска написала в соцсетях, что не все граждане Украины смогли быстро добраться до КПП, так как дорогу бомбили. Указала ещё одну причину, по которой люди не сразу пересекли границу: «Некоторые не смогли вывезти близких. Эвакуация шла согласно спискам, куда могли включить мать без ребенка. Какая мать оставит дитя?»
– Граждан Украины в списках на эвакуацию оказалось больше 300 человек. На первый день записали 100. В среду должны были выйти остальные 200 с лишним человек, – рассказывает россиянка. – Но перед тем как выпустить иностранцев, ХАМАС требует вывезти раненых. Как только «скорые» стали выезжать, Израиль открыл по ним огонь. И ХАМАС со своей стороны тут же закрыл КПП, всех украинцев распустили по домам, велели приходить на следующий день. Так что иностранцев выпускали при условии, если проедут все раненые.
«ХАМАС мы в глаза не видели»
Юг сектора Газа сейчас переполнен. В последние дни сюда перебрались более 200 тысяч человек из центральной части анклава.
– Людей на улицах с каждым днем становится всё больше. Укрытий не осталось. Спят все около школ на улице, – описывает собеседница.
С начала войны в сектор Газа прибыли 756 грузовиков с гуманитарной помощью. Доставили продовольствие, воду, медицинское оборудование и другие предметы первой необходимости. Однако до гражданского населения помощь не дошла.
– Те, у кого есть доступ к гуманитарной помощи, начали ее продавать, – говорит россиянка. – Но продают не всё, а то, что им не нужно, например, бутилированную чистую воду. За пол-литра воды просят 2 шекеля (40 рублей). Полтора литра воды стоят доллар (95 рублей).
Взрослые пьют грязную воду. Мы только внучке покупаем чистую. А вот с продуктами совсем беда. Если что-то появляется, ценник на товары завышают в 2-3 раза. Полкило макарон дешевле 10 шекелей (200 рублей) не купишь.
По словам собеседницы, даже если бы продукты стоили дешевле, многим покупать их уже не на что.
– Денег у людей не осталось. Зарплаты получают те, кто являются госслужащими, от ХАМАС. Те, кто получал оклад от других структур, как мой муж, остались без заработка. Израиль отрубил поступление в Газу денег, шедших от ЕС. На что жить, неизвестно.
Не удивлюсь, если люди начнут грабить банки. Мы уже большую часть сбережений потратили. Ещё чуть-чуть - и думала, что сяду тут с протянутой рукой.
Напряженной остается обстановка в центральной больнице Газы «Аль-Шифа», где, по данным Израиля, якобы находится штаб ХАМАС.
– Там до сих пор укрываются десятки тысяч человек, в том числе мой муж, – рассказывает одна из россиянок. – Люди понимают, что обречены на смерть, но уходить им некуда. Я хорошо знаю, как устроена та больница, даже рожала там. Никогда не слышала и не подозревала, что там находится ХАМАС. Поймите, мы вообще не знаем, как выглядят военные ХАМАС. Они не ходят по улицам с оружием. Никто из нас их в глаза не видел.