Командир разведгруппы рассказал о нестандартных ситуациях на фронте

Я сказал, что оставлю его ради спасения остальных

В российской армии 5 ноября отмечается День военного разведчика. Военная разведка бывает разной. Кто-то скрытно работает за линией боевого соприкосновения на вражеской территории, буквально полностью проползая ее на брюхе. Другие получают ценную информацию с помощью различных технических устройств или из радиоэфира. Но есть вещи, которые присущи каждому разведчику. Например, понимание важности добываемых сведений, от которых часто зависит успех последующей операции.

Я сказал, что оставлю его ради спасения остальных
Фото Минобороны РФ

Корреспондент «МК» пообщалась с войсковым разведчиком, воюющим на Донбассе с 2014 года, и узнала, что разведгруппа берет с собой на задание, какая роль при выполнении задач отводится маскировке, а также - почему командир группы должен быть хорошим психологом.

Считается, что разведчик - это не просто обычный военнослужащий, а самый настоящий сверхчеловек, который должен обладать не только целым набором определенных навыков и знаний, но также стальной выдержкой, что зачастую наработать гораздо сложнее, чем обучиться маскировке или меткой стрельбе.

Собеседник рассказывает, что это сейчас разведчики считаются военной элитой, а раньше люди, попадающие в разведподразделения, были, наоборот, заложниками ситуации. На выполнение опасного задания отправляли чаще всего провинившихся, чтобы они делом могли искупить свою вину. В задачи входило, например, добыть информацию, образцы вооружения, привести «языка».

- Сейчас же, я считаю, - продолжает офицер, - войсковой разведчик это показатель доблести, храбрости, решительности. Люди, которые добровольно выбирают своим делом войсковую разведку - по-настоящему храбрые, хорошо физически развитые и подготовленные. Это настоящие воины.

Работа военного разведчика действительно связана с тяжелыми физическими нагрузками, выдержать которые без должной подготовки вряд ли получится, поэтому к длительным рейдам готовятся основательно. Любая ошибка может стоить жизни всей группы.

По словам военного, в многодневные рейды, особенно если ты работаешь в отрыве от основных сил, неподготовленному бойцу вообще идти не стоит. Процент успеха минимален. На такие задания разведчики стараются с собой ничего лишнего не брать, физические нагрузки и так серьезные. Поэтому - только необходимое снаряжение: оружие, средства наблюдения, тепловизоры, аппаратура связи... Если необходимо работать с картами, то еще планшет.

Продукты питания стараются брать по минимуму, но обязательно с повышенной каллорийностью. И, конечно же, вода. Однако если группа выходит на задание не на пару дней, а дольше, то необходимое количество воды с собой взять просто не реально. Поэтому бойцы заблаговременно проводят доразведку местности на наличие родников или водоемов.

- Учитывая все эти моменты, мы вообще с собой воду не брали, - делится собеседник. - Заранее узнавали, где родники. На переходах - на девятом-десятом километре, доходя до родников, набирали воду.

Далеко не последнюю роль в успехе выполняемой разведчиком задачи играет маскировка. Это целый комплекс мероприятий. По большей мере, проводится уже по прибытии в заданный район. Без подготовки здесь тоже никак. С разведчиком до выхода на задание должны быть проведены занятия, чтобы человек имел понимание, что такое маскировка, как она работает, как «работает» свет или тень. Все эти моменты должны быть отточены, как говорится, еще «на берегу».

Психологические качества для обладателя этой нелегкой профессии зачастую оказываются важнее ряда навыков и знаний. И здесь, как и во всем, так же важна подготовка. Разведчик должен быть жёстким, решительным, хладнокровным, все это изначально закладываться в его обучение.

- У меня была нестандартная ситуация, - вспоминает офицер, - Вместе с приданной мне группой разведки мы попали в окружение боевиков «Правого сектора» (организация признана экстремистской и запрещена в РФ. - «МК» ), и нам нужно было выходить по заминированной местности. Мы зашли в лесопосадку, которая полностью была заминирована, но это был единственный выход, чтобы не погибнуть.

Вступить в бой с противником возможности не было, так как их силы превосходили нашу группу. И в этот самый момент один из разведчиков поддался панике, у него началась истерика, слезы, начало трясти - просел психологически. Я сказал ему, что если он себя в руки не возьмёт, то мы просто оставим его одного на месте. Мне нужно было любым способом привести его в чувство, ведь под угрозой оказывались жизни других парней. Я жестко предупредил того бойца, что не шучу и озвученное выполню.

Думаю, в тот момент в моих словах он не сомневался, потому что практически сразу взял себя в руки и успокоился. Группа вышла в полном составе и без потерь. Поэтому я всегда говорю молодым бойцам, что психологические качества у разведчика должны быть на самом высоком уровне. Если поддаться панике, то можно подвести всех.

Офицер рассказывает, что несмотря на то, что при подготовке разведчика стараются досконально проработать все моменты, бывают случаи, когда, чтобы не подвергать риску всю группу, какого-то одного бойца отстраняют от выполнения задачи. Например, если командир группы видит, что этот человек не готов по морально-психологическому состоянию или по каким-то физическим качествам. Бывают ещё такие моменты, и по словам собеседника, в этом нет ничего предосудительного, когда разведчик сам может подойти к командиру и сказать, что не готов.

- Если человек говорит, что он не готов, то его никуда не берут. Это не значит, что на нем теперь клеймо труса или ещё что-то, он может быть не готов вот к конкретной задаче или в конкретный момент. Это совершенно не показатель и ничего не значит, обстоятельства бывают разные, надо разбираться. Мое мнение, как командира, что лучше прислушаться, чем рисковать жизнями всей группы.

- А бывают случаи, когда разведчик вообще выходит на задание один?

- Практически нет. По одному работает стратегическая разведка, Штирлицы. Работа военного разведчика подразумевает очень тяжёлый фактор психологического давления. Когда человек один, ему на самом деле очень не просто. Хотя на своей практике я встречал диверсантов-одиночек. Есть у меня такой знакомый, позывной «Чечен». Он специально переодевался в бомжа, сам не мытый, не чесаный, борода запущенная, валялся на улице в каком-нибудь бушлате грязном, оборванном. Так вот он в одиночку ходил к «укропам», без приборов каких-либо, чтобы не рассекретили, даже если задержат и досмотреть решат. В уме все запоминал, считал шаги до ориентиров. Потом возвращался, брал пулемёт, несколько коробов БК (боекомплект. - «МК») и довольно-таки, я тебе хочу сказать, успешно их кошмарил. Так что и такие персонажи бывают.

Москва — зона СВО — Москва.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29152 от 8 ноября 2023

Заголовок в газете: «Если поддался панике, можешь подвести всех»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру