Политтехнолог Сергей Маркелов поддержал версию Путина о том, что беспорядки в Дагестане, которые произошли в ночь с 29 на 30 октября, координировались извне.
- Люди сами по себе в таком количестве (по данным МВД Дагестана, число участников беспорядков в аэропорту Махачкалы составляло около 1,2 тысячи человек. — «МК») не могли вдруг одномоментно узнать о прилете какого-то рейса из Израиля и собраться в аэропорту из разных районов Дагестана точно ко времени его прибытия. - прокомментировал Маркелов слова президента.
По мнению эксперта, далеко не все участники беспорядков в аэропорту Махачкалы осознавали причину и характер своих действий.
- Около 90% ребят, которые там были, не имели никакого понятия ни об израильско-палестинском конфликте, ни о евреях, вообще ни о чем. Изнутри эта махачкалинская «движуха» возникнуть не могла.
Делаем вывод: если не изнутри, если все эти ребята живут совсем другой жизнью, то почему вдруг все они мобилизовались и собрались в одном месте? Понятно, что был какой-то внешний сигнал, внешний «месседж», триггер — называйте, как хотите, - уверен Маркелов.
При этом политолог считает: 3-5% участников событий точно знали, что делают. Эти люди и были координаторами действий толпы.
- Это то ядро, на которое вышли люди по социальным сетям, по телефонам и объяснили им задачу. С большой вероятностью ключевые фигуры этой массовки в том или ином виде имели финансовый интерес. Так бывает всегда. А остальная массовка подключилась автоматически, - сказал Сергей Маркелов.
На вопрос "МК", понимается ли под «внешними силами» экс-депутат Госдумы Илья Пономарев, сбежавший на Украину (признан иностранным агентом, террористом и экстремистом), который подстрекал к беспорядкам через свой Telegram-канал, Маркелов ответил:
- Не думаю, что все это сделал один канал. Как правило, работает многоканальная система воздействия для создания такой массовки. Это могут быть какие-то религиозные или условно религиозные деятели, это могут быть люди, которые имеют связи с внешним контуром.
Самое главное - что это была спецоперация в реальном смысле этого слова. Была задача показать, что в РФ тоже есть террористические группировки, и что Россия - государство, где ненавидят евреев.
Специалисты по этим спецоперациям заранее все просчитывают. Они рассуждают так: есть Кавказ. Напряжение там всегда. В Чечню не полезешь — там все под контролем, порвут сразу. Ищем, где контроль слабее.
Вот Дагестан — это многонациональная республика, много недовольных. Может вспыхнуть в любой момент. У человека, живущего там, как бы две реальности: одна реальность — вера, ислам, муфтий и все дела, вторая реальность — это государство российское. Там дисциплина на основе веры, а здесь — дисциплина, которую требует государство. Догадайтесь, какая дисциплина побеждает? Первая. Побеждает дисциплина веры. Дисциплина веры всегда выигрывает у государства, - прокомментировал Маркелов.
30 октября на совещании по ситуации в Дагестане Владимир Путин заявил о попытках использовать драматическую ситуацию на Ближнем Востоке против России, для дестабилизации и раскола многонационального и многоконфессионального российского общества. По его словам, для этого применяют ложь, провокации и изощренные технологии психологической и информационной агрессии.
Также глава Дагестана Сергей Меликов подчеркнул: беспорядкам предшествовали призывы, распространяемые проукраинскими Telegram-каналами.