«Мы единогласно одобрили расширение наземного вторжения, — заявил Нетаньяху. — Наша цель уникальна: победить кровожадного врага. Мы заявляли «никогда больше», и мы повторяем «никогда больше» сейчас».
Израильский премьер продолжил: «В первые недели войны мы нанесли массированные авиаудары, которые нанесли серьезный удар по врагу. Мы ликвидировали многих террористов. Однако мы находимся только в начале пути. Битва в секторе Газа будет трудной и долгой; это наша вторая война за независимость».
Пришедшиеся на конец недели авиаудары Израиля по палестинскому осажденному анклаву уже назвали самыми тяжелыми за все время этой войны: до 100 израильских самолетов нанесли удары по десяткам целей в течение ночи пятницы, а бронетехника и пехота ЦАХАЛ вошли в сектор под покровом темноты.
«Сухопутные войска ЦАХАЛ проводят значительную и сложную операцию, — сказал начальник генштаба израильской армии Герци Халеви. — Нет достижений без риска, и, как мы знаем, не бывает победы без жертв. Чтобы разоблачить врага, уничтожить его, нет другого выбора, кроме как силой вторгнуться на его территорию. Эта операция служит всем целям войны».
В субботу израильские военные опубликовали снимки, на которых видны танковые колонны, медленно движущиеся по территории сектора Газа, по-видимому, вблизи границы.
В наземной операции, сообщает Си-эн-эн, принимают участие пехотные, бронетанковые и инженерные подразделения, а также артиллерия с интенсивным огнем. Об этом заявил представитель ЦАХАЛ контр-адмирал Дэниел Хагари. «Силы находятся на местах и продолжают боевые действия», — добавил он, не вдаваясь в дальнейшие подробности.
Эти слова Хагари, как отмечает CNN, подтверждают, что военная операция претерпела значительное расширение после двух так называемых «целенаправленных рейдов», которые состоялись в среду вечером и в четверг вечером. В результате обоих этих рейдов наземные войска были выведены через несколько часов.
Западные СМИ утверждают, что пока происходящее в Газе не похоже на тотальное наступление, но не похоже и на прошлые рейды Армии обороны Израиля, совершавшиеся предыдущими ночами.
Издание The Observer приводит мнение бывшего сотрудника израильской разведки Ави Меламеда, который считает, что нынешнее вторжение не обязательно служит прелюдией к полномасштабному наступлению, но может стать первой из многих ограниченных операций, которые будут неуклонно расширяться: «Это не полномасштабная атака всей армии со всех сторон. Это скорее модульный подход, направленный на разгрызание ХАМАС по направлению к его центру».
А бывший глава разведывательного управления ЦАХАЛ «Аман» Амос Ядлин утверждает, что успех наступления будет зависеть от того, сколько времени будет в распоряжении Израиля. Если бы у ХАМАС было в распоряжении пять недель, он был бы серьезно истощен, но удержался бы в Газе и в ближайшие годы регулярно подвергался бы израильским ударам, чтобы помешать ему восстановить военный потенциал. По его словам, Израиль должен был сделать все необходимое, чтобы предотвратить повторение чего-либо подобного нападению 7 октября. Это «все необходимое» включает и перекройку карты Ближнего Востока. «Мы никогда не вернемся к линиям 1967 года, потому что они оказались незащищенными, — сказал Ядлин. — Если мы хотим, чтобы кибуцы и города западного Негева вернулись, нам нужна буферная зона. Нам нужно, чтобы наш враг понял, что такая агрессия также будет стоить ему территории».
В атакуемом израильтянами в отместку за жестокий рейд боевиков ХАМАС 7 октября, в результате которого на территории еврейского государства погибло около 1400 человек, секторе Газа ситуация уже даже не катастрофическая, а за гранью катастрофы.
Связь с мобильными сетями, Интернетом и электричеством в палестинском анклаве оказалась почти полностью отключена, бригадам экстренной помощи и парамедикам приходится действовать практически вслепую, пытаясь отреагировать на десятки смертей и ранений в результате авиаударов. Пострадавших вытаскивают из-под завалов голыми руками, грузят их в машины или запряженные ослами повозки, чтобы доставить в переполненные больницы.
Призывая к гуманитарному прекращению огня, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила, что потеряла контакт со своим персоналом в секторе: «В течение ночи интенсивных бомбардировок и наземных вторжений в Газу, когда поступали сообщения о продолжающихся боевых действиях, медицинские работники, пациенты и гражданские лица подверглись полному отключению связи и электричества...
Невозможно эвакуировать пациентов, не подвергая опасности их жизни. Больницы по всей Газе уже работают на пределе своих возможностей из-за травм, полученных в течение нескольких недель непрекращающихся бомбардировок, и не в состоянии принять резко увеличившееся число пациентов, обеспечивая при этом убежище тысячам гражданских лиц.
Медицинские работники, которые оставались рядом со своими пациентами, сталкиваются с сокращением запасов, им некуда поместить новых пациентов и нет средств облегчить боль этих пациентов. С каждым часом раненых становится все больше. Но машины «скорой помощи» не могут добраться до них из-за отключения связи. Морги переполнены. Более половины погибших — женщины и дети».
Миллиардер Илон Маск предложил снабдить международно признанные агентства в Газе своей спутниковой системой Starlink. Этот шаг вызвал ярое негодование в Израиле, министр связи которого Шломо Карни пообещал разорвать все связи со «Старлинк»: мол, ХАМАС будет использовать эту систему «для террористической деятельности». Подобной принципиальности израильских министров по поводу открытого использования ВСУ тех же спутниковых систем от Илона Маска на Украине не припоминается. Впрочем, своя рубашка всегда ближе к телу...
Между тем на фоне продолжения ракетных обстрелов Израиля боевиками из сектора Газа в субботу также произошли перестрелки на северной границе Израиля с Ливаном после того, как по городам и израильским военным позициям были выпущены в ход противотанковые управляемые ракеты и минометы.
Перспективы открытия ливанской «Хезболлой» второго фронта выглядят пока весьма туманными. Но ближневосточная каша заваривается все круче. И, кажется, слова Нетаньяху о долгой и трудной войне могут оказаться пророческими.